Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Будь активен с РДШ» разработана на основе Устава Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительная общеразвивающая программа «Будь активен » относится к социально-педагогической направленности. Программа модифицирована и изменена с учетом особенностей образовательного процесса МАОУ «СОШ №47 г. Улан – Удэ»», а также с учетом региональных особенностей и условий. Содержание программы направлено на обучение и сопровождение инициативной группы учащихся – лидеров РДШ, Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Будь активен» определяется тем, что познавательная активность учащихся, осваивающих программу, выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. (Под социальной практикой мы понимаем социально значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия). В свою очередь, социальные практики создают условия для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий учащихся, формирования уникальных актов действия, таких, как «понимание», «выбор», «решение», «ответственность». Участвуя в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Будь активен с РДШ» учащиеся получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности на благо общества. Отличительными особенностями программы является психологическое сопровождение образовательной деятельности, что способствует достижению лучших результатов. Наряду с занятиями по направлениям РДШ проводится тестирование на лидерство (анкеты на креативность, коммуникабельность, организаторские способности) и тренинговые занятия личностного роста учащихся. Новизна и педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Будь активен» заключается в том, что рамках её реализации применяется метапредметный подход к образовательной деятельности. Содержание программы ориентировано на развитие личности каждого школьника, его практическую деятельность. Обучающимся предоставляется возможность приобретать умения и навыки по направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны. Для освоения материала учащимся предлагается определенный учебный алгоритм, в рамках которого они максимально самостоятельно выполняют поиск, систематизацию, анализ и синтез информации. Выбранные для процесса обучения технологии: «личностно-ориентированные технологии», «технологии педагогических мастерских», «технологии обучения в сотрудничестве», «технология ТРИЗ» «Игровые технологии» позволят создать благоприятные условия для социализации детей, будут формировать коммуникативную культуру, способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, толерантность, готовность помочь в различных жизненных ситуациях, а также лидерские качества. Целью данной программы является развитие различных личностных качеств подростков посредством приобретения опыта социально-значимой деятельности в районном штабе местного отделения Российского движения школьников. Задачи: Обучающие: - расширить кругозор обучающихся по истории детских общественных движений, в том числе и Российского движения школьников, а также ознакомить с нормативно правовой базой, уставом и конвенцией ООН; - формировать элементарные умения и навыки работы в коллективе; - формировать опыт самостоятельной работы в школьных активах по направлениям РДШ; - научить оптимизировать содержания деятельности школьных детских общественных объединений через работу в районном активе РДШ, - расширить зоны деятельности и внедрение социально значимых проектов. Развивающие: - содействовать развитию социальной активности и оказание помощи в возможном выборе форм участия в Российском движении школьников, а также в проявления гражданской позиции; - сформировать у обучающихся основы коммуникативной и социальной компетентностей; - способствовать раскрытию индивидуальных личностных качеств, учащихся; Обеспечивать включение членов школьных детских общественных объединений в систему деятельности РДШ. Воспитательные: -формировать гражданскую, патриотическую позиции растущей личности; -формировать гуманистические ценности и идеалы, выработку человеческого достоинства, ответственности за свои поступки; -воспитывать личностные качества, коммуникативные способности и организаторских способностей для дальнейшей ориентации в системе социальных отношений; -воспитывать гражданскую активность; -воспитывать стремление к самостоятельному приобретению знаний и умений. Срок освоение программы. Программа рассчитана на 3 года. Уровень освоения программы: Программа имеет стартовый, два базовых уровня обучения. Стартовый уровень программы (12-13 лет) рассчитан на один год обучения (72часа) и нацелен на выявление уже имеющихся лидерских качеств и развитие других, на изучение основ Российского движения школьников. Стартовый уровень предполагает минимальную сложность и наиболее универсальные и простые формы, и виды занятий. Формы организации образовательного процесса: индивидуальные занятия, групповые занятия, др. Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер — классы, тренинговые занятия, занятия на взаимодействие и командообразование, дискуссии, мониторинговые занятия, деловые игры. Программа базового уровня (12-16 лет) рассчитана на 2 года обучения (по 216 часов). Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации образовательного процесса, которые допускают освоение специализированных знаний по организации общероссийского общественного движения РДШ, организации ученического самоуправления, организации социально-значимой деятельности, организации информационно-медийного пространства и военно- патриотической деятельности, что гарантированно обеспечивает формирование целостной картины о РДШ. Формы работы на базовом уровне направлены на расширение навыка коллективизации: групповая; межгрупповая; коллективная. К ранее указанным видам занятий добавляются: тренинги, творческие задания РДШ, конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских), проектные занятия, встречи со специалистами в разных направлениях РДШ, выездные тематические смены, круглые столы, концерты, форумы, слеты, занятие – презентация, занятие - пресс-конференция, занятие – дебаты, занятие – выборы, занятие - пресс-центр, занятие — акция. Режим занятий: Программа стартового уровня обучения предполагает следующий режим работы: 72 часа в год, по 2 занятия в неделю по 1 часу. Длительность занятия 45 минут, 10 минут перемены; Ожидаемые результаты Результаты минимального уровня подготовки учащегося: изучение истории общественных движений, основных направлений Российского движения школьников, основных нормативных актов, регламентирующих работу детских общественных объединений; алгоритм работы РДШ в школе. Результаты среднего уровня подготовки учащегося: овладение способами самопознания, рефлексии, самовоспитания и самообразования; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; приобретения знаний в планировании социально-значимой деятельности и проектной деятельности РДШ, участие в деятельности РДШ. Результаты максимального уровня подготовки учащегося: приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, участие в социальнозначимой деятельности и проектной деятельности, а также конкурсном движении РДШ. Общие результаты работы по данной программе можно оценить по трём уровням подготовленности учащегося, которые они могут достигать в разный временной промежуток. Отслеживание уровня реализации программы происходит в форме тестирования и суммирования общих показателей по каждой теме, отслеживанию уровня участия в различных социально-значимых мероприятиях, запланированных в ходе реализации программы (акции, написание проектов, участие в конкурсах и проектах РДШ, слетах, форумах и т.д.). Учебно-тематический план (1 год обучения) № п/п Название разделов, темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля Вводное занятие. Знакомство с планом работы, целями, задачами. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности Раздел 1. «Хочу быть лидером» 1.1. Основы лидерства. Общие понятия лидерства. Стили лидерства. 1.2 Я лидер? 1 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 1 1 опрос 8 1 7 1 1 опрос 1 1 тестирование, наблюдение тренинговые задания, наблюдение Тренинг выявления лидерства 6 1 5 Раздел 2. «Азбука лидера» История детского движения в России Современное детское движение Школьное самоуправление и совет лидеров РДШ Имею право и обязан Раздел 3. «Лидер - общение» Коммуникативные навыки и умения. Коммуникация. 6 1 3 1 3 1 1 1 опрос 1 опрос, наблюдение опрос 2 2 21 3 1 3 1 6 дискуссия 1 18 2 6 3 3.4 Этапы формирования коллектива Командообразование. 3.5 Организаторская техника. 3 1 2 Раздел 4. «Направления РДШ» Информационно-медийное направление РДШ. 24 8 16 6 2 4 3.3 4.1 1 6 2 6 опрос, тестовое задание тренинговое задание, кейс-задания, наблюдение опрос тренинговое задание, наблюдение, практическая работа опрос, практическая работа опрос, практическая работа 4.2 Военно-патритическое направление РДШ. 6 2 4 4.3 Гражданская активность направление РДШ. 6 2 4 4.4 Личностное развитие направление РДШ 6 2 4 Раздел 5. «РДШ практика» День единых действий Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД коллективное творческое дело День Единых Действий по направлениям Итоговое занятие Всего 12 2 6 2 1 1 10 1 5 5.1 5.2 5.3 3 3 1 72 1 54 18 опрос, практическая работа опрос, практическая работа опрос, практическая работа опрос опрос, практическая работа практическая работа Содержание учебного плана стартового уровня обучения (1 года обучения) № 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Вводное занятие. Знакомство с планом работы, целями, задачами. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности. Проведение инструктажей. Раздел 1. «Хочу быть лидером» Основы лидерства. Теория: Общие понятия лидерства. Стили лидерства. Практика: Определение стилей лидерства на примерах известных личностей Я лидер? Практика: Тестирование и обсуждение. Беседа о роли своевременного тестирования. О тестах и их отношении к лидерству. Тренинги выявления лидерства. Понятие тренинг; описание и правила тренингов. Практика: Тренинг на знакомство « Я и мы.»,« Кто Я?», Игра «Матрешка». Тренинги выявления лидерства. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Практика: Тренинговое задание «Каким ты видишь себя» Тренинги выявления лидерства. Практика: Тренинговое задание «Твоя команда» Тренинги выявления лидерства. Практика: Тренинговое задание «Я скажу - ты ответишь», «Рефрейминг» Раздел 2. «Азбука лидера» История детского движения в России Практика: Дискуссия на тему: «Каким ты видишь движение в те времена» Современное детское движение Практика: Дискуссия на тему «Недостатки и достоинства современного детского движения» Школьное самоуправление Теория: Органы школьного самоуправления. Нормативные документы самоуправления Практика: Дискуссия на тему «Как создать самоуправление в школе» Имею право и обязан. Теория: Права и обязанности гражданина Практика: Тренинг-игра «Имею право и обязан» Раздел 3. «Лидер - общение» Коммуникативные навыки и умения. Теория: Понятие коммуникация. Классификация коммуникаций Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков «Слушать и слышать». Коммуникация Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков «Ты мне я тебе» Коммуникация Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков «Пустой сТуЛ». Коммуникация Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков Тест игра « С тобой приятно общаться» Коммуникация Практика: Деловая игра «Умеем ли мы общаться?» Этапы формирования коллектива Практика: Дискуссия на тему: «Как создать сплоченный коллектив» Командообразование 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Теория: Понятие команда и командообразование Практика: Дискуссия на тему: «Партнерское взаимодействие». Командообразование Практика: Тренинг «Групповой портрет». Командообразование Практика: Тренинговая игра «Круиз». Командообразование Практика: Тренинговая игра «Сказка в шесть кадров». Тренинговая игра Организаторская техника Теория: Схема работы над собой Практика: Самодиагностика, программа самосовершенствования, правила организаторской работы, памятка организатора Раздел 4. «Направления РДШ» Информационно-медийное направление РДШ Оформитель, журналист, блогер, SMM, школьное телевидение, школьное радио Теория: Секреты отрядного уголка, оформление стенда, основы работы школьных издательств, школьного телевидения, радио, продвижение в соцсетях. Практика: Стенды, газеты, странички в соцсетях, школьное телевидение и радио. Информационно-медийное направление РДШ Оформитель, журналист, блогер, SMM, школьное телевидение, школьное радио Практика: Стенды, газеты, странички в соцсетях, школьное телевидение и радио. Военно-патритическое направление РДШ. Теория: Основые направления деятельности Военно-патритическое направление РДШ. Практика: Проекты по данному направлению Гражданская активность направление РДШ Теория: Основные направления деятельности Гражданская активность направление РДШ. Практика: Проекты по данному направлению Личностное развитие направление РДШ Теория: Основные направления деятельности Личностное развитие направление РДШ Практика: Проекты по данному направлению Раздел 4. «РДШ практика» День единых действий 32 33 34 35 36 37 Теория: календарь дней единых действий РДШ Практика: работа с направлениями по дням единых действий Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное творческое дело Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий Практика: планирование событий Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное творческое дело Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий Практика: планирование событий Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное творческое дело Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий Практика: планирование событий Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное творческое дело Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий Практика: планирование событий День Единых Действий по направлениям Итоговое занятие. Практика: Тренинг общения. Игра «Я лидер». Планируемые результаты Метапредметные результаты Учащийся должен уметь: - применять теоретические знания на практике не только на занятиях, но и в социуме; - извлекать новые знания из практических действий; - выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных перед ним задач не только предметного, но и личностного характера; - составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и/или поискового характера при работе в ученическом самоуправлении, в школе, в социуме в целом; - самостоятельно (с помощью педагога) искать и выделять необходимую информацию, применять различные методы информационного поиска не только на занятиях; - проявлять нестандартный подход в решении теоретических и практических задач; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание (составлять и произносить монолог, поддерживать диалог, дискутировать на заданную тему); - использовать информационно-коммуникационные технологии; - организовывать свою деятельность во взаимодействии с педагогом и другими учащимися. Личностные результаты Учащийся должен обладать: мотивационно-ценностным качествами: потребность в самореализации саморазвитии, самосовершенствовании; мотивация к лидерству; ценностные ориентации - патриотизм, гражданственность; когнитивным качествами: наблюдательность; сопоставление и противопоставление моделям жизненных ситуаций; сравнение нового с ранее известным; логическое мышление; строить модели поведения; систематизировать и классифицировать полученные им знания; структурировать полученную информацию и использовать её в процессе социализации; операциональными качествами: умениями и навыками работы в коллективе; менеджерские умения и навыки при работе в детском коллективе, группах и др. коллективах; коммуникативные умения и навыки; презентационные умения и навыки; исследовательские умения и навыки; эмоционально-волевыми качествами: адекватная самооценка; целеустремленность; настойчивость; решительность; инициативность; организованность, дисциплинированность. энергичность. Предметные результаты Учащийся должен знать: - теоретические основы командообразования; - права и обязанности гражданина; - историю детского движения и соответствующую нормативную документацию, регламентирующую деятельность детских организаций; - этапы формирования детского коллектива и детского ученического самоуправления; - основы ученического самоуправления; законы и традиции РДШ; - основы организаторской работы; - основы техник брейншторминг, фрирайтинг; - основы журналистики; - алгоритм подготовки и проведения игровых программ, а также коллективных творческих дел; - основы делового общениея и конфликтологии; - алгоритмы создания портфолио и планинга; - алгоритмы подготовки и проведения акций, проектов, социально-значимой деятельности. Учащийся должен уметь: - применять теоретические знания на практике; - создать портфолио, планинг, газету, агитационную листовку, агитационную другую продукцию; организовать и провести игру, коллективное творческое дело, концертноигровую программу, различные викторины, круглые столы, дебаты, а также собрания и слеты; Учащийся должен владеть: Техникой организации и проведения различных коллективных дел и социально-значимой деятельности, предусмотренных данной программой. Форма аттестации / контроля В зависимости от уровня в программе используются следующие формы аттестации / контроля: 1 год обучения — стартовый уровень: Опрос Наблюдение Тестирование Практическая работа Тренинговое задание Творческая работа Рубежный контроль - мониторинг уровня знаний учащихся проводится 1 раз в полугодие 2 год обучения— базовый уровень: Опрос Наблюдение Тестирование Практическая работа Тренинговая работа Творческая работа Выставки Слёты Форумы Отчетные выступления Конкурсы ученического самоуправления, трудовых бригад и детских общественных организаций. Мониторинг уровня знаний учащихся проводится 2 раза в полугодие. Комплекс организационно-педагогических условий. Условия реализации программы Для успешного обучения необходимо: - Учебный класс Учебный класс разделен на две зоны: учебная зона и тренинговая зона - Площадки для проведения, конкурсных, концертно-игровых и фестивальных программ, а также слётов, сборов, собраний; - Спортивная площадка Технические ресурсы: - аудиотехника; - ПК, монитор; - передвижной компьютерный класс (12шт); - комплект дисков с различной фоновой музыкой, а также с записями тренингов и тестовых упражнений; - видеокамера; - фотоаппаратура; - видеопроектор; - экран; - магнитная доска; - доступ к сети; - компьютерные программы «PowerPoint», «MovieMaker» Информационные ресурсы: Сайты онлайн тестирования лидерских качеств: http://psyfactor.org/tests/intro.php?dir=lider http://oltest.ru/tests/menedzhment_i_marketing/liderstvo http://www.manalfa.com/testy/na-liderskie-kachestva http://paytest.ru/t13/ http://www.profirk.ru/education/courses/8/?COURSE_ID=8&LESSON_ID=53&L ESSON_PATH=44.53 http://helpmetest.ru/liderstvo/spisok_1.html http://pro-business.kz/test/lider.html Информационные сайты по ученическому самоуправлению: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/05/27/model-uchenicheskogosamoupravleniya http://www.ruy.ru/programms/usu.html http://si-sv.com/publ/4-1-0-50 http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-povysheniyueffektivnosti-raboty-uchenicheskogo-samoupravleniya-posredstvam-elektronnyhresursov Информационные сайты по конкурсным ресурсам: http://molod.net/pages/initiative https://vk.com/omp42 http://www.kemcdod.ru http://www.init-kc.ru/?act=tr&id=3 http://uksimp-akmr.ru/my-v-smi/ http://uksimp-akmr.ru/molodyozhnaya-politika/proekty-i-napravleniya/festivali-ikonkursy/ Оценочные материалы Диагностические методики, позволяющие распознать лидерские качества и способности содержат психологические тесты, анкеты и тренинговые задания: 1. Тест на выявление лидерских качеств 2. Методика оценки лидерства 3. Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?» 4. Тест «Организаторские способности лидера» 5. Тест «Психологический тип в общении» 6. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» 7. Тест «Нарисуем свой характер» 8. Анкета «Почему ты хочешь быть лидером?» 9. Анкета «Что ты сделал для себя и других» 10. Тренинговые задания на выявление лидерских качеств Мониторинговые методики, позволяющие выявить знания учащихся по программе содержат рубежные тесты по разделам программы: 1. Тест 1.1 для 1 года обучения (Основы лидерства, история детского движения, ученическое самоуправление, современные молодежные организации.) 2. Тест 1.2 для 1 года обучения (Коммуникативность, командообразование, организаторство и КТД, техники лидерства) 3. Тест 2.1 для 2 года обучения (Лидер – коммуникатор, лидер переговоров) 4. Тест 2.2 для 2 года обучения (Нормативные документы детских и молодежных организаций, портфолио и планинг – основа лидера, менеджмент в ученическом самоуправлении) 5. Тест 2.3 для 2 года обучения (Деловое общение, журналистика, социальная деятельность) 6. Тест 2.4 для 2 года обучения (Организация и проведение коллективных дел, права и обязанности человека, досуговая деятельность). Методические материалы Для реализации программы необходимо обеспечение программы методическими видами продукции, а именно: Необходимые инструменты и принадлежности Средства для изготовления агитационной продукции: ножницы, клей ПВА, карандашный клей, цветной картон, цветная бумага, плакаты, ватманы, маркеры, карандаши, гуашь, шары. Средства для проведения тренингов: стикеры цветные на клеевой основе, верёвка, бумага, ватманы, маркеры на водной основе, магниты, декоративные ленты; инструменты и принадлежности для игр; инструменты и принадлежности для проведения сборов, слетов, фестивалей Дидактический материал для занятий: карточки, схемы, тестовые бланки, бланки для анкетирования, раздаточный материал. Дидактический материал для тренинговых занятий: раздаточный материал и бланки наблюдений. Стенды с информацией по основам детского самоуправления и лидерству, а также стенды с информацией о детских общественных организациях, и трудовых объединениях старшеклассников, стенды с информацией по волонтёрству Методические материалы: - Тестовые материалы для определения лидерства, коммуникативности, креативности и других лидерских качеств; - Тренинговые материалы для развития лидерских, творческих, коммуникативных, организаторских и других лидерских способностей; Методические разработки занятий по разделам программы. Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания данной программы и возраста детей. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и тренинговых занятий, ролевых и деловых игр, а также дискуссионные формы. Список литературы 1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. [Текст] М.: Логос, 2014. - 304 с. 2. Авидон И. Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения [Текст] Авидон И. Спб., Речь, 2018, 280 c. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с. 4. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология [Текст] сб.статей; Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2016. С. 7-11. 5. Арутюнов, В. В. Основы современных коммуникаций: человек - группа общество: учебное пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств, и других учебных заведений [Текст]В. В. Арутюнов - М.: МГУКИ, 2016. - 53 с.: ил. - Библиогр.: с. 47- 49. 6. Бендас Т. В. Психология лидерства [Текст] учебное пособие для высших учебных заведений/. Т. В. Бендас - М.: Аспект Пресс, 2019. - 360 с. 7. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри [Текст]: Учебное пособие. М.: Попурри, 2015. - 303 с. 8. Богданов, Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб. пособие [Текст] Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. СПб : Питер, Библиогр. 2014.- 222 с. 9. Вежевич, Т. Школа лидера - школа патриота [Текст] Т.Вежевич Народное образование. - 2019. - №3. - с. 194-197. 10. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум: учеб.пособие для бакалавров [Текст] Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 308 с. 11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. 12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. [Текст] Даниэл Гоулман - М.: Альпина, 2015.- 301 с. 13. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор корпоративного успеха / Даниэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки // Действенное лидерство. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. С. 32– 56 14. Грязнова Г.А., Михальцова Л.П. Формирование лидерских качеств Студентов как компонента подготовки конкурентоспособного выпускника вуза [Текст] Сборник научных трудов SWorld. Выпуск4. Том 25. Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013 ЦИТ: 413-0891.- С. 59- 67. 15. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера [Текст] / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2016. - №5. - с. 23-25. 16. Кипнис М Тренинг лидерства. [Текст] М.Кипнис- 2-е изд., стер. - М.: Ось89, 2016. - 144 с. 17. Кристофер Э., Смит Л., Тренинги лидерства[Текст] Учебное пособие/ Э. Кристофер, Л. Смит - Питер, 2012 год. - 320 с. 18. Литература по психологии, менеджменты, журналистике [Электронный ресурс] http://www.koob.ru/ 19. Майерс Д. Социальная психология. [Текст] учебное пособие/ Д. Майерс Спб.: Питер,2017. - 510 с; 20. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 608 с. 21. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников [Текст] /О.В. Панова // Воспитание школьников. - 2021. - №8. - с. 31-34. 22. Педагогика в ситуациях, задачах и упражнениях. Ч.1. Теоретические основы анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач: учеб.- метод. пособие / Фед. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Кемеровский гос.ун-т». Межвуз. каф.общ. и вуз. педагогики; [сост.: Н.Э. Касаткина и др.]. – Кемерово, 2011. – 108 с. 23. Психология успеха и лидерства [Электронный ресурс] http://psyfactor.org/lybr2.htm 24. Сиднин И.Н., Современные технологии обучения и воспитания в совершенствовании социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей. [Текст] И.Н. Сиднин, Кемерово, Полиграф, 2018г. 25. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза[Текст] методическое пособие / авт.–сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г Солодова; отв. Ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2021. – 184с. 26. Тренинги, лекции и тесты на лидерство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/ 27. Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Лидер и его команда: практика работы тренеров и консультантов в организациях / Под ред. Н. В. Клюевой. - СПб.: Речь, 2018. – 206 с. 28. Электронный учебник по психологии и педагогике [Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html