Программа Будь активен

Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Будь активен с РДШ»
разработана на основе Устава Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации «Российское движение школьников», в
соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от
9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Дополнительная общеразвивающая программа «Будь активен » относится
к социально-педагогической направленности.
Программа модифицирована и изменена с учетом особенностей
образовательного процесса МАОУ «СОШ №47 г. Улан – Удэ»», а также с учетом
региональных особенностей и условий. Содержание программы направлено на
обучение и сопровождение инициативной группы учащихся – лидеров РДШ,
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Будь
активен» определяется тем, что познавательная активность учащихся,
осваивающих программу, выходит за рамки собственно образовательной среды в
сферу самых разнообразных социальных практик. (Под социальной практикой мы
понимаем социально значимую деятельность, направленную на решение
социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия).
В свою очередь, социальные практики создают условия для осознанного
выбора индивидуальных образовательных траекторий учащихся, формирования
уникальных актов действия, таких, как «понимание», «выбор», «решение»,
«ответственность».
Участвуя в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Будь
активен с РДШ» учащиеся получают широкий социальный опыт конструктивного
взаимодействия и продуктивной деятельности на благо общества.
Отличительными особенностями программы является
психологическое
сопровождение образовательной деятельности, что способствует достижению
лучших результатов. Наряду с занятиями по направлениям РДШ проводится
тестирование на лидерство (анкеты на креативность, коммуникабельность,
организаторские способности) и тренинговые занятия личностного роста учащихся.
Новизна
и
педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеразвивающей программы «Будь активен» заключается в том, что рамках её
реализации применяется метапредметный подход к образовательной деятельности.
Содержание программы ориентировано на развитие личности каждого школьника,
его практическую деятельность. Обучающимся предоставляется возможность
приобретать умения и навыки по направлениям деятельности РДШ и принимать

участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах,
фестивалях,
посещать
детские
оздоровительные
лагеря,
заниматься
добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, пробовать
свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других
регионов страны. Для освоения материала учащимся предлагается определенный
учебный алгоритм, в рамках которого они максимально самостоятельно выполняют
поиск, систематизацию, анализ и синтез
информации.
Выбранные
для
процесса обучения технологии:
«личностно-ориентированные
технологии»,
«технологии
педагогических
мастерских», «технологии обучения в сотрудничестве», «технология ТРИЗ»
«Игровые технологии» позволят создать благоприятные условия для социализации
детей, будут формировать коммуникативную культуру, способствовать
воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность,
толерантность, готовность помочь в различных жизненных ситуациях, а также
лидерские качества.
Целью данной программы является развитие различных личностных
качеств подростков посредством приобретения опыта социально-значимой
деятельности в районном штабе местного отделения Российского движения
школьников.
Задачи:
Обучающие:
- расширить кругозор обучающихся по истории детских общественных движений, в
том числе и Российского движения школьников, а также ознакомить с нормативно
правовой базой, уставом и конвенцией ООН;
- формировать элементарные умения и навыки работы в коллективе;
- формировать опыт самостоятельной работы
в
школьных
активах
по
направлениям РДШ;
- научить оптимизировать содержания
деятельности
школьных детских
общественных объединений через работу в районном активе РДШ,
- расширить зоны деятельности и внедрение социально значимых проектов.
Развивающие:
- содействовать развитию социальной активности и оказание помощи в возможном
выборе форм участия в Российском движении школьников, а также в проявления
гражданской позиции;
- сформировать у обучающихся основы коммуникативной и социальной
компетентностей;
- способствовать раскрытию индивидуальных личностных качеств, учащихся;
Обеспечивать включение членов школьных детских общественных объединений в
систему деятельности РДШ.
Воспитательные:

-формировать гражданскую, патриотическую позиции растущей личности;
-формировать гуманистические ценности и идеалы, выработку человеческого
достоинства, ответственности за свои поступки;
-воспитывать
личностные
качества,
коммуникативные
способности
и
организаторских способностей для дальнейшей ориентации в системе социальных
отношений;
-воспитывать гражданскую активность;
-воспитывать стремление к самостоятельному приобретению знаний и умений.
Срок освоение программы.
Программа рассчитана на 3 года.
Уровень освоения программы:
Программа имеет стартовый, два базовых уровня обучения.
Стартовый уровень программы (12-13 лет) рассчитан на один год обучения
(72часа) и нацелен на выявление уже имеющихся лидерских качеств и развитие
других, на изучение основ Российского движения школьников. Стартовый уровень
предполагает минимальную сложность и наиболее универсальные и простые
формы, и виды занятий.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные занятия,
групповые занятия, др.
Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер — классы, тренинговые
занятия, занятия на взаимодействие и командообразование, дискуссии,
мониторинговые занятия, деловые игры.
Программа базового уровня (12-16 лет) рассчитана на 2 года обучения (по
216 часов). Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких
форм организации образовательного процесса, которые допускают освоение
специализированных знаний по организации общероссийского общественного
движения РДШ, организации ученического самоуправления, организации
социально-значимой деятельности, организации информационно-медийного
пространства и военно- патриотической деятельности, что гарантированно
обеспечивает формирование целостной картины о РДШ.
Формы работы на базовом уровне направлены на расширение навыка
коллективизации: групповая; межгрупповая; коллективная.
К ранее указанным видам занятий добавляются: тренинги, творческие задания
РДШ, конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских), проектные
занятия, встречи со специалистами в разных направлениях РДШ, выездные
тематические смены, круглые столы, концерты, форумы, слеты, занятие –
презентация, занятие - пресс-конференция, занятие – дебаты, занятие – выборы,
занятие - пресс-центр, занятие — акция.
Режим занятий:

Программа стартового уровня обучения предполагает следующий режим
работы: 72 часа в год, по 2 занятия в неделю по 1 часу. Длительность занятия 45
минут, 10 минут перемены;
Ожидаемые результаты
Результаты минимального уровня подготовки учащегося: изучение истории
общественных движений,
основных направлений Российского
движения
школьников, основных нормативных актов, регламентирующих работу детских
общественных объединений; алгоритм работы РДШ в школе.
Результаты среднего уровня подготовки учащегося:
овладение
способами
самопознания,
рефлексии,
самовоспитания
и
самообразования;
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
приобретения знаний в планировании социально-значимой деятельности и
проектной деятельности РДШ, участие в деятельности РДШ.
Результаты максимального уровня подготовки учащегося:
приобретение опыта общения с представителями других социальных групп,
других поколений, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности
с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами, участие в социальнозначимой деятельности и проектной деятельности, а также конкурсном движении
РДШ.
Общие результаты работы по данной программе можно оценить по трём
уровням подготовленности учащегося, которые они могут достигать в разный
временной промежуток. Отслеживание
уровня
реализации программы
происходит в форме тестирования и суммирования общих показателей по каждой
теме, отслеживанию уровня участия в различных социально-значимых
мероприятиях, запланированных в ходе реализации программы (акции, написание
проектов, участие в конкурсах и проектах РДШ, слетах, форумах и т.д.).

Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№
п/п

Название разделов, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/контроля

Вводное занятие. Знакомство с
планом работы, целями,
задачами. Правила техники
безопасности. Правила
пожарной безопасности
Раздел 1. «Хочу быть
лидером»
1.1. Основы лидерства. Общие
понятия лидерства. Стили
лидерства.
1.2 Я лидер?
1

1.3

2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2

1

1
опрос

8

1

7

1

1

опрос

1

1

тестирование,
наблюдение
тренинговые
задания,
наблюдение

Тренинг выявления лидерства

6

1

5

Раздел 2. «Азбука лидера»
История детского движения в
России
Современное детское
движение
Школьное самоуправление и
совет лидеров РДШ
Имею право и обязан
Раздел 3. «Лидер - общение»
Коммуникативные навыки и
умения.
Коммуникация.

6
1

3
1

3

1

1

1

опрос

1

опрос,
наблюдение
опрос

2
2
21
3

1
3
1

6

дискуссия

1
18
2
6

3

3.4

Этапы формирования
коллектива
Командообразование.

3.5

Организаторская техника.

3

1

2

Раздел 4. «Направления
РДШ»
Информационно-медийное
направление РДШ.

24

8

16

6

2

4

3.3

4.1

1

6

2
6

опрос,
тестовое задание
тренинговое
задание,
кейс-задания,
наблюдение
опрос
тренинговое
задание,
наблюдение,
практическая
работа
опрос,
практическая
работа
опрос,
практическая
работа

4.2

Военно-патритическое
направление РДШ.

6

2

4

4.3

Гражданская активность
направление РДШ.

6

2

4

4.4

Личностное развитие
направление РДШ

6

2

4

Раздел 5. «РДШ практика»
День единых действий
Организации ДЕДов РДШ по
направлениям. КТД
коллективное творческое дело
День Единых Действий по
направлениям
Итоговое занятие
Всего

12
2
6

2
1
1

10
1
5

5.1
5.2

5.3

3

3

1
72

1
54

18

опрос,
практическая
работа
опрос,
практическая
работа
опрос,
практическая
работа
опрос
опрос,
практическая
работа
практическая
работа

Содержание учебного плана стартового уровня обучения
(1 года обучения)
№
1

2

3

4

5

Наименование разделов и тем
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы, целями, задачами. Правила техники
безопасности. Правила пожарной безопасности. Проведение
инструктажей.
Раздел 1. «Хочу быть лидером»
Основы лидерства.
Теория: Общие понятия лидерства. Стили лидерства.
Практика: Определение стилей лидерства на примерах известных
личностей
Я лидер?
Практика: Тестирование и обсуждение. Беседа о роли своевременного
тестирования. О тестах и их отношении к лидерству.
Тренинги выявления лидерства. Понятие тренинг; описание и правила
тренингов.
Практика: Тренинг на знакомство « Я и мы.»,« Кто Я?», Игра
«Матрешка».
Тренинги выявления лидерства.

6
7

8

9

10

11

12

13

14

15

16
17
18

Практика: Тренинговое задание «Каким ты видишь себя»
Тренинги выявления лидерства.
Практика: Тренинговое задание «Твоя команда»
Тренинги выявления лидерства.
Практика: Тренинговое задание «Я скажу - ты ответишь»,
«Рефрейминг»
Раздел 2. «Азбука лидера»
История детского движения в России
Практика: Дискуссия на тему: «Каким ты видишь движение в те
времена»
Современное детское движение
Практика: Дискуссия на тему «Недостатки и достоинства
современного детского движения»
Школьное самоуправление
Теория: Органы школьного самоуправления. Нормативные
документы самоуправления
Практика: Дискуссия на тему «Как создать самоуправление в школе»
Имею право и обязан.
Теория: Права и обязанности гражданина
Практика: Тренинг-игра «Имею право и обязан»
Раздел 3. «Лидер - общение»
Коммуникативные навыки и умения.
Теория: Понятие коммуникация. Классификация коммуникаций
Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков «Слушать
и слышать».
Коммуникация
Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков «Ты мне я
тебе»
Коммуникация
Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков «Пустой
сТуЛ».
Коммуникация
Практика: Тренинг на развитие коммуникативных навыков Тест игра « С тобой приятно общаться»
Коммуникация
Практика: Деловая игра «Умеем ли мы общаться?»
Этапы формирования коллектива
Практика: Дискуссия на тему: «Как создать сплоченный коллектив»
Командообразование

19
20
21

22

23

24

25
26
27
28
29
30

31

Теория: Понятие команда и командообразование
Практика: Дискуссия на тему: «Партнерское взаимодействие».
Командообразование
Практика: Тренинг «Групповой портрет».
Командообразование
Практика: Тренинговая игра «Круиз».
Командообразование
Практика: Тренинговая игра «Сказка в шесть кадров». Тренинговая
игра
Организаторская техника
Теория: Схема работы над собой
Практика: Самодиагностика, программа самосовершенствования,
правила организаторской работы, памятка организатора
Раздел 4. «Направления РДШ»
Информационно-медийное направление РДШ Оформитель,
журналист, блогер, SMM, школьное телевидение, школьное радио
Теория: Секреты отрядного уголка, оформление стенда, основы
работы школьных издательств, школьного телевидения, радио,
продвижение в соцсетях.
Практика: Стенды, газеты, странички в соцсетях, школьное
телевидение и радио.
Информационно-медийное направление РДШ Оформитель,
журналист, блогер, SMM, школьное телевидение, школьное радио
Практика: Стенды, газеты, странички в соцсетях, школьное
телевидение и радио.
Военно-патритическое направление РДШ.
Теория: Основые направления деятельности
Военно-патритическое направление РДШ.
Практика: Проекты по данному направлению
Гражданская активность направление РДШ
Теория: Основные направления деятельности
Гражданская активность направление РДШ.
Практика: Проекты по данному направлению
Личностное развитие направление РДШ
Теория: Основные направления деятельности
Личностное развитие направление РДШ
Практика: Проекты по данному направлению
Раздел 4. «РДШ практика»

День единых действий

32

33

34

35

36
37

Теория: календарь дней единых действий РДШ
Практика: работа с направлениями по дням единых действий
Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное
творческое дело
Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий
Практика: планирование событий
Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное
творческое дело
Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий
Практика: планирование событий
Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное
творческое дело
Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий
Практика: планирование событий
Организации ДЕДов РДШ по направлениям. КТД — коллективное
творческое дело
Теория: алгоритм планирования и проведения дней единых действий
Практика: планирование событий
День Единых Действий по направлениям
Итоговое занятие.
Практика: Тренинг общения. Игра «Я лидер».

Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Учащийся должен уметь:
- применять теоретические знания на практике не только на занятиях, но и в
социуме;
- извлекать новые знания из практических действий;
- выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных перед
ним задач не только предметного, но и личностного характера;
- составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого
и/или поискового характера при работе в ученическом самоуправлении, в
школе, в социуме в целом;
- самостоятельно (с помощью педагога) искать и выделять необходимую
информацию, применять различные методы информационного поиска не
только на занятиях;
- проявлять нестандартный подход в решении теоретических и
практических задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание (составлять и
произносить монолог, поддерживать диалог, дискутировать на заданную
тему);
- использовать информационно-коммуникационные технологии;
- организовывать свою деятельность во взаимодействии с педагогом и
другими учащимися.
Личностные результаты
Учащийся должен обладать:
 мотивационно-ценностным качествами:
потребность в самореализации саморазвитии, самосовершенствовании;
мотивация к лидерству;
ценностные ориентации - патриотизм, гражданственность;
 когнитивным качествами:
наблюдательность;
сопоставление и противопоставление моделям жизненных ситуаций;
сравнение нового с ранее известным;
логическое мышление;
строить модели поведения;
систематизировать и классифицировать полученные им знания;

структурировать полученную информацию и использовать её в процессе
социализации;
 операциональными качествами:
умениями и навыками работы в коллективе;
менеджерские умения и навыки при работе в детском коллективе, группах
и др. коллективах;
коммуникативные умения и навыки;
презентационные умения и навыки;
исследовательские умения и навыки;
эмоционально-волевыми качествами: адекватная самооценка;
целеустремленность; настойчивость;
решительность; инициативность;
организованность,
дисциплинированность.
энергичность.
Предметные результаты
Учащийся должен знать:
- теоретические основы командообразования;
- права и обязанности гражданина;
- историю детского движения и
соответствующую
нормативную документацию, регламентирующую деятельность
детских организаций;
- этапы формирования детского коллектива и детского ученического
самоуправления;
- основы ученического самоуправления; законы и традиции РДШ;
- основы организаторской работы;
- основы техник брейншторминг, фрирайтинг;
- основы журналистики;
- алгоритм подготовки и проведения игровых программ, а также
коллективных творческих дел;
- основы делового общениея и конфликтологии;
- алгоритмы создания портфолио и планинга;
- алгоритмы подготовки и проведения акций, проектов, социально-значимой
деятельности.
Учащийся должен уметь:
- применять теоретические знания на практике;

- создать портфолио, планинг, газету, агитационную листовку, агитационную
другую продукцию;
организовать и провести игру, коллективное творческое дело, концертноигровую программу, различные викторины, круглые столы, дебаты, а также
собрания и слеты;
Учащийся должен владеть:
Техникой организации и проведения различных коллективных дел и
социально-значимой деятельности, предусмотренных данной программой.
Форма аттестации / контроля
В зависимости от уровня в программе используются следующие
формы аттестации / контроля:
1 год обучения — стартовый уровень:
Опрос
Наблюдение
Тестирование
Практическая работа
Тренинговое задание
Творческая работа
Рубежный контроль - мониторинг уровня знаний учащихся проводится
1 раз в полугодие
2 год обучения— базовый уровень:
Опрос
Наблюдение
Тестирование
Практическая работа
Тренинговая работа
Творческая работа
Выставки
Слёты
Форумы
Отчетные выступления
Конкурсы ученического самоуправления, трудовых бригад и детских
общественных организаций.
Мониторинг уровня знаний учащихся проводится 2 раза в
полугодие.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы

Для успешного обучения необходимо:
- Учебный класс
Учебный класс разделен на две зоны: учебная зона и тренинговая зона
- Площадки для проведения, конкурсных, концертно-игровых и
фестивальных программ, а также слётов, сборов, собраний;
- Спортивная площадка
Технические ресурсы:
- аудиотехника;
- ПК, монитор;
- передвижной компьютерный класс (12шт);
- комплект дисков с различной фоновой музыкой, а также с записями
тренингов и тестовых упражнений;
- видеокамера;
- фотоаппаратура;
- видеопроектор;
- экран;
- магнитная доска;
- доступ к сети;
- компьютерные программы «PowerPoint», «MovieMaker»
Информационные ресурсы:
Сайты онлайн тестирования лидерских качеств:
http://psyfactor.org/tests/intro.php?dir=lider
http://oltest.ru/tests/menedzhment_i_marketing/liderstvo
http://www.manalfa.com/testy/na-liderskie-kachestva
http://paytest.ru/t13/
http://www.profirk.ru/education/courses/8/?COURSE_ID=8&LESSON_ID=53&L
ESSON_PATH=44.53
http://helpmetest.ru/liderstvo/spisok_1.html
http://pro-business.kz/test/lider.html
Информационные сайты по ученическому самоуправлению:
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/05/27/model-uchenicheskogosamoupravleniya
http://www.ruy.ru/programms/usu.html
http://si-sv.com/publ/4-1-0-50
http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-povysheniyueffektivnosti-raboty-uchenicheskogo-samoupravleniya-posredstvam-elektronnyhresursov

Информационные сайты по конкурсным ресурсам:
http://molod.net/pages/initiative
https://vk.com/omp42
http://www.kemcdod.ru
http://www.init-kc.ru/?act=tr&id=3
http://uksimp-akmr.ru/my-v-smi/
http://uksimp-akmr.ru/molodyozhnaya-politika/proekty-i-napravleniya/festivali-ikonkursy/
Оценочные материалы
Диагностические методики, позволяющие распознать лидерские качества и
способности содержат психологические тесты, анкеты и тренинговые
задания:
1. Тест на выявление лидерских качеств
2. Методика оценки лидерства
3. Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?»
4. Тест «Организаторские способности лидера»
5. Тест «Психологический тип в общении»
6. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
7. Тест «Нарисуем свой характер»
8. Анкета «Почему ты хочешь быть лидером?»
9. Анкета «Что ты сделал для себя и других»
10. Тренинговые задания на выявление лидерских качеств
Мониторинговые методики, позволяющие выявить знания учащихся по
программе содержат рубежные тесты по разделам программы:
1. Тест 1.1 для 1 года обучения (Основы лидерства, история детского
движения, ученическое самоуправление, современные молодежные
организации.)
2. Тест 1.2 для 1 года обучения (Коммуникативность, командообразование,
организаторство и КТД, техники лидерства)
3. Тест 2.1 для 2 года обучения (Лидер – коммуникатор, лидер переговоров)
4. Тест 2.2 для 2 года обучения (Нормативные документы детских и
молодежных организаций, портфолио и планинг – основа лидера,
менеджмент в ученическом самоуправлении)
5. Тест 2.3 для 2 года обучения (Деловое общение, журналистика, социальная
деятельность)
6. Тест 2.4 для 2 года обучения (Организация и проведение коллективных
дел, права и обязанности человека, досуговая деятельность).

Методические материалы
Для реализации программы необходимо обеспечение программы
методическими видами продукции, а именно:
Необходимые инструменты и принадлежности
Средства для
изготовления
агитационной продукции:
ножницы,
клей ПВА,
карандашный клей,
цветной картон,
цветная бумага,
плакаты,
ватманы,
маркеры,
карандаши,
гуашь,
шары.

Средства для
проведения тренингов:
стикеры цветные на
клеевой основе,
верёвка,
бумага,
ватманы,
маркеры на водной
основе,
магниты,
декоративные ленты;
инструменты и
принадлежности для
игр; инструменты и
принадлежности для
проведения сборов,
слетов, фестивалей

Дидактический материал
для занятий:
карточки,
схемы,
тестовые бланки,
бланки для
анкетирования,
раздаточный материал.

Дидактический
материал для
тренинговых занятий:
раздаточный материал и
бланки наблюдений.

Стенды с информацией
по основам детского
самоуправления и
лидерству, а также
стенды с информацией о
детских
общественных
организациях, и
трудовых объединениях
старшеклассников,
стенды с информацией
по волонтёрству

Методические материалы:
- Тестовые материалы для определения лидерства, коммуникативности,
креативности и других лидерских качеств;
- Тренинговые материалы для развития лидерских, творческих,
коммуникативных, организаторских и других лидерских способностей;
Методические разработки занятий по разделам программы.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и
задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей
учащихся, специфики содержания данной программы и возраста детей.
Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики
тренинга и тренинговых занятий, ролевых и деловых игр, а также
дискуссионные формы.
Список литературы
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. [Текст] М.: Логос, 2014. - 304 с.
2. Авидон И. Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы
для подготовки и проведения [Текст] Авидон И. Спб., Речь, 2018, 280 c.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] учебник для высших
учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
4. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта // Когнитивная психология [Текст] сб.статей;
Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2016. С. 7-11.
5. Арутюнов, В. В. Основы современных коммуникаций: человек - группа общество: учебное пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и
искусств, и других учебных заведений [Текст]В. В. Арутюнов - М.: МГУКИ,
2016. - 53 с.: ил. - Библиогр.: с. 47- 49.
6. Бендас Т. В. Психология лидерства [Текст] учебное пособие для высших
учебных заведений/. Т. В. Бендас - М.: Аспект Пресс, 2019. - 360 с.
7. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри [Текст]: Учебное пособие. М.: Попурри, 2015. - 303 с.
8. Богданов, Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб. пособие [Текст]
Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. СПб : Питер, Библиогр. 2014.- 222 с.
9. Вежевич, Т. Школа лидера - школа патриота [Текст] Т.Вежевич Народное
образование. - 2019. - №3. - с. 194-197.

10. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум: учеб.пособие для
бакалавров [Текст] Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт,
2013. – 308 с.
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 г.
12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на
основе эмоционального интеллекта. [Текст] Даниэл Гоулман - М.: Альпина,
2015.- 301 с.
13. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор
корпоративного успеха / Даниэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки //
Действенное лидерство. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. С. 32–
56
14. Грязнова Г.А., Михальцова Л.П. Формирование лидерских качеств
Студентов как компонента подготовки конкурентоспособного выпускника
вуза [Текст] Сборник научных трудов SWorld. Выпуск4. Том 25. Одесса:
КУПРИЕНКО СВ, 2013 ЦИТ: 413-0891.- С. 59- 67.
15. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера [Текст] / М. Емельянова //
Воспитание школьников. - 2016. - №5. - с. 23-25.
16. Кипнис М Тренинг лидерства. [Текст] М.Кипнис- 2-е изд., стер. - М.: Ось89, 2016. - 144 с.
17. Кристофер Э., Смит Л., Тренинги лидерства[Текст] Учебное пособие/ Э.
Кристофер, Л. Смит - Питер, 2012 год. - 320 с.
18. Литература по психологии, менеджменты, журналистике [Электронный
ресурс] http://www.koob.ru/
19. Майерс Д. Социальная психология. [Текст] учебное пособие/ Д. Майерс Спб.: Питер,2017. - 510 с;
20. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]
учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. - М.:
Академия, 2016. - 608 с.

21. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании
школьников [Текст] /О.В. Панова // Воспитание школьников. - 2021. - №8. - с.
31-34.
22. Педагогика в ситуациях, задачах и упражнениях. Ч.1. Теоретические
основы анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач:
учеб.- метод. пособие / Фед. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф.
образования «Кемеровский гос.ун-т». Межвуз. каф.общ. и вуз. педагогики;
[сост.: Н.Э. Касаткина и др.]. – Кемерово, 2011. – 108 с.
23. Психология успеха и лидерства [Электронный ресурс]
http://psyfactor.org/lybr2.htm
24. Сиднин И.Н., Современные технологии обучения и воспитания в
совершенствовании социально-педагогических функций учреждения
дополнительного образования детей. [Текст] И.Н. Сиднин, Кемерово,
Полиграф, 2018г.
25. Современные образовательные технологии в учебном процессе
вуза[Текст] методическое пособие / авт.–сост. Н. Э. Касаткина, Т. К.
Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г Солодова;
отв. Ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2021. – 184с.
26. Тренинги, лекции и тесты на лидерство [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://psyfactor.org/
27. Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Лидер и его
команда: практика работы тренеров и консультантов в организациях / Под
ред. Н. В. Клюевой. - СПб.: Речь, 2018. – 206 с.
28. Электронный учебник по психологии и педагогике [Электронный ресурс]
http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».