21.03.2019
06.02.2019
В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки и скороговорки. Это особый речевой материал, как правило, небольшой по объему и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто -чистоговорки, скоро, быстро- скороговорки. Их различие состоит главным образом лишь в том, что чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки - в ускоренном. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата( улучшать подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчетливой и ясной речи(дикции), в качестве упражнений для тренировки и совершенствования голосового аппарата.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объему, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок (скороговорки даются детям старшего дошкольного возраста) следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. Чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях. В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки -чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала- картинок ,игрушек, используются инсценировки. Например, показываете игрушку ,изображающую корову и предлагаете произнести шутку -чистоговорку: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводите игру «У кого лиса?» Ребенок спрашивает: «Са-са- са, у кого лиса?» После трех-четырех вопросов, ребенок у которого игрушка, отвечает «Са-са-са, у меня лиса». При произнесении шуток -чистоговорок нужно обращать внимание на правильность и четкость произнесения закрепляемых звуков.
В старшем дошкольном возрасте предлагаются более сложные шутки -чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например, для различения звуков С-З: «са-за ,са-за , са-за-за-улетела стрекоза» ,совершенствуется и речевой слух. В работе с детьми этого возраста используют скороговорки, насыщенные звуками, близкими по звучанию или произношению, например,такие, в которых часто встречаются свистящие и шипящие звуки: «Саша сушила шубу на солнышке», твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Такие чистоговорки укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое. Скороговорки - незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не только их быстро произносили, но, что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности. Для работы над дикцией можно предложить произносить чистоговорки (скороговорки) слегка подчеркнутой артикуляцией отдельных звуков .Иногда полезно предлагать детям произносить чистоговорки шепотом, это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата. Чисто- и скороговорки могут с большим успехом использоваться и в работе с детьми, имевшими дефекты звукопроизношения,как один из заключительных этапов по закреплению звуков и введению их в речь; для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций. Одну и ту же чистоговорку можно предлагать поизносить в различных вариантах: в умеренном темпе, но тихо, громко,вполголоса, шепотом; в обычной громкости ,но быстро ,умеренно, в слегка замедленном темпе. Детям, у которых быстрый темп речи чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе и, наоборот, детям с замедленной речью - в обычном темпе или в слегка ускоренном. Чистоговорки можно использовать и в качестве тренировки некоторых элементов интонации и в работе над речевым дыханием. Сначала подбираются небольшие по объему чистоговорки, состоящие из трех-четырех слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из четырех-шести слов и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы. В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха , например,можно попросить ребенка перечислить (назвать) лишь те слова, в которых слышится звук Ш- в чистоговорке «Нашей Маше дали манной каши» и т.п. Материал для данной работы можно найти в детской литературе.
21.03.2019
Правильная речь развивается у ребенка при наличии двух условий: нормального строения и четкой работы анатомо-физиологических механизмов, участвующих в образовании и развитии речи и наличии полноценной языковой среды и воспитания.
Анатомо-физиологическая основа должна быть безукоризненной по структуре и качеству, т.е. ребенок от рождения должен обладать нормальным речевым аппаратом. И зависит это от родителей, здоровье которых дает здоровье ребенку. Будущая мать должна хорошо питаться, выполнять посильную работу, чаще бывать на свежем воздухе, решительно отказываться от курения, употребления спиртных напитков, остерегаться простудных заболеваний и травм, находиться под наблюдением врача. Положительное влияние на дородовый период оказывает «психический климат» в семье и на работе. Нехватка питания и кислорода особенно сказывается в период интенсивного роста мозга ребенка (от 15 до 20 недель беременности).Важным профилактическим звеном речевого и психического развития является организация вскармливания ребенка и уход за ним, недочетыпо ним создают почву для развития неврозов. Ребенок становится плаксивым, плохо прибавляет в весе, срыгивает; замедляется образование условных рефлексов, задерживается речевое развитие. В укреплении нервной системы огромную роль играет режим сна и бодрствования.
Речь- явление не врожденное. Ребенок осваивает ее постепенно, подражая взрослым. Поэтому начинать речевое воспитание надо с момента появления ребенка на свет. На самых ранних стадиях речевое воспитание строится на эмоциональных факторах. Разговаривая с малышом мы постоянно побуждаем его к эмоциям, при общении надо держать лицо открытым, чтобы он хорошо видел положение губ, языка. Повторяйте с малышом звуки, которые у него появились самостоятельно. Называйте предметы, действия во время игры. Вводите его в мир звучащих игрушек. Становление речевой функции неотделимо от всей двигательной сферы ребенка. Установлена зависимость речевых зон мозга от движений пальцев рук, в этой связи рекомендуется делать детям трехмесячного возраста легкий массаж кистей - сгибание и разгибание пальцев (пассивная тренировка). Во время игры родители должны учить детей перебирать яркие предметы - сначала более крупные, затем мелкие, показывать как нанизывать кольца пирамидки, играть с ними в «театр пальчиков». К году у детей появляется необыкновенная тяга к подражанию. Ребенок, как губка, впитывает все сказанное взрослыми – сначала звуки, потом слоги, слова. Но это вовсе не значит, что родители должны подстраиваться под такую речь, картавить, сюсюкать. Ребенку нужен правильный образец для подражания. Заботясь о речевом развитии ребенка, необходимо соблюдать меры предосторожности в дозировке и сложности нового материала. Некоторые родители задают много малопонятных вопросов, предлагают трудные для произношения стихотворения, заставляют повторять сложные слова и сложные конструкции предложений. Нужно воспитывать речь ребенка на материале близком его миропониманию, доступном речевым возможностям. В целях профилактики заикания необходимо оберегать детей от психических травм: испуга, страшных сказок, фильмов и телепередач. Детям, которые страдают врожденным дефектом губ, твердого или мягкого неба без оперативного вмешательства невозможно нормализовать речь, нарушенную в результате недостатков артикуляционного аппарата. Весь вопрос в том, когда лучше сделать операцию.Слух и речь неразрывно связаны между собой. Потеря слуха влечет за собой недоразвитие речи, а иногда и потерю ее, поэтому любое заболевание ушей требует немедленного лечения. Детей надо оберегать от травм. Повреждение головы и периферического речевого аппарата вызывают стойкие речевые расстройства. Нельзя оставлять без внимания любые ушибы головы.
Профилактике и устранению речевых дефектов уделяется большое внимание. В детских поликлиниках созданы логопедические пункты, где родители могут получить квалифицированную консультацию, а в случае надобности и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи организованы специальные сады ,речевые отделения в детских больницах и психоневрологических диспансерах .Детям школьного возраста логопедическая помощь оказывается на школьных логопунктах. Есть специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако долг родителей – сделать все возможное, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью.
22.04.2019
Не опаздывай «Р»
Звук «Р» для многих детей труден и осваивают они его часто позднее других звуков. Упражнения и игры помогут быстрее наладить отчетливое произношение.
Если не слушается язычок.
Хочешь, покажу, как лошадка стучит копытами? Смотри, я часто-часто прижимаю и отрываю язычок: цок-цок-цок. Попробуй и ты! Когда язычок поднят и прижат к верхней десне за зубами, легче произнести «р». Обратите внимание: язычок показывает беспокойный характер звука «р», когда его произносишь, кончик языка все время колеблется, дрожит.
Чтобы научить дрожать язычок, попробуй быстро-быстро сказать «ды- ды- ды», как будто изображаешь, как стреляет игрушечный автомат. Вот и научились правильно ставить язычок. Теперь он сможет выговаривать «р». Как шумит мотор самолета? «Р-р-р». Как сердится собака? «Р-р-р». Чтобы закрепить звук «р» в словах, поставим рядом с ним звук «д» или «т». Скажи громко: дрова, ведро, трубочист, трамвай, тетрадь.
Для сноровки и тренировки.
Чистоговорки.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
Заяц Егорка свалился в озерко.
Бегите под горку, спасайте Егорку.
Загадки.
Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (глаза)
Сверху дыра и снизу дыра, а посредине огонь да вода (самовар).
Стихотворение.
Едем на грузовике по флажку у нас в руке
Светофора красный глаз не пускает дальше нас.
Скороговорки.
Проворонила ворона вороненка. Все бобры добры до своих бобрят.
20.05.2019
Ваш ребенок не выговаривает звуки – Ш- и -Ж-. Мы предлагаем несколько несложных упражнений и веселых игр,которые помогут исправить этот недостаток.
Поможет язычок.
Посмотри , как кошка лакает молоко. Попробуй и ты сделать язычок широкой лопаткой.
Посмотри, как лягушка заглатывает мошек. Попробуй и ты язычок убрать в рот «чашечкой».
Губы и зубы тоже помогут.
Губы вытяни воронкой, а воздух выпусти в щелочку, через зубы. Хочешь, чтобы птичка улетела – и получится кш-ш-ш.
-Ш- и –Ж- буквы-сестры, только характер у них разный: Ш- тихая ( ее произносят шепотом), а -Ж- бойкая ( ее произносят громко,звонко).
-Как сердится молоко? Ш-ш-ш. Как поет жук? Ж-ж-ж.
Чтобы не потерять звук –ш-, назовем слова: шар, шуба, шапка ,душ ,мышка .кошка, лошадь. А теперь, вспомним животных, птиц, насекомых, в названии которых встречается звук –Ж-.
Загадка.
Хвост длинен, сами крошки ,боимся очень кошки. Все под полом живем и все туда несем: хлеб, сало, даже ватку детишкам на кроватку.
Стихи – смешинки.
1. Нюша-копуша час жевала грушу, два умывалась ,три вытиралась. Нюша завтракать пошла ,только к ужину пришла
2. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
3. Жарко пожарным живо воды!
Эй, ты, машина,
Веселей жужжи.
Живо, живо, не лениво,
Всяк свою работу знай,
Ни минуты не теряй.
Поворачивай, спеши,
Знай – туши, туши, туши.