Педагогические ошибки родителей

19.02.2020

     Сам исповедуешь, сам в это веришь, сам так живешь – только этому можно учить детей. Наверно, эту важную педагогическую заповедь можно найти у любого известного педагога. «Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали разрешаются в общем тоне семьи, который создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. (А. Макаренко)». Мы сами, наши поступки, наше отношение – вот самая сложная школа.

    И сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьей и в семье.           Поскольку ребенок не обладает нравственной избирательностью, он с одинаковой вероятностью следует хорошим и плохим образцам поведения. Если взрослые не заботятся о нравственном воспитании ребенка, он не усвоит ни моральных норм, ни правил поведения.

    Вы хотите, чтобы сын или дочь росли добрыми, отзывчивыми и внимательными к людям? Пусть они еще совсем маленькие, но должны знать, что лакомством надо поделиться со всеми: папой, братом, что паровоз из стульев должен делать остановку и перестать гудеть не потому, что накажут их за это, а потому, что мама прилегла после работы, а сестра делает уроки.

    В чем причина того, что дети становятся равнодушными? Я знаю семью, где родители развелись и внуку запрещали видеться с бабушкой. Когда взрослых не было дома, 10-летний мальчик бросался к телефону и разговаривал подолгу с бабушкой. Потом прошло полгода и телефонные звонки прекратились. И когда, наконец , встреча состоялась, внук больше молчал, а потом сослался на то, что занят сейчас. А ведь совсем недавно он рассказывал ей все. Отвык? Детские привязанности часто проходят.     Но как это страшно – отвыкнуть от когда – то любимого тобой человека. Забыть. Стать равнодушным.

Чему мы, взрослые, учим детей, вроде бы ненароком? Разве, называя родственников в присутствии детей «надоевшими», мы не учим их черствости? Или не даем урока нетерпимости, отпуская замечания по поводу бестолковых бабушек и дедушек? В трамвае кондуктор объявляет: «Заранее готовьте мелочь!». Замешкавшемуся деду, который ехал с внуком, она на весь салон делает замечание: «Вот бестолковый или глухой!?». А пятилетний внук говорит деду: « Ты же не глухой, деда, значит, ты бестолковый».

    Что мешает ученику ходить в школу с удовольствием? Двойка, которая была вчера, сегодня или будет завтра? Ссоры с одноклассниками или что-то другое? Если ребенок не выучил стихотворение, правило или опоздал в школу… Разве не от родителей зависит вовремя уложить ребенка спать, проконтролировать, чем он занимается? Если утром проспали, родители начинают день с крика: « Давай быстро одевайся, мы опаздываем!». Ребенок опоздал, вдобавок забыл взять нужную тетрадь и сменную обувь, позавтракать не успел. В школу пришел человек, уже с утра выбитый из колеи. Часто повторяющиеся подобные ситуации пробуждают в маленьком человеке нежелание в следующий раз идти в школу. В этом есть родительская недоработка. А как часто малышу, недостаточно подготовленному к школе, приходится часами сидеть над тетрадками, чтобы получить четверку? Иной раз это зависит не от общего его развития, а от несформировавшейся еще неприспособленной для правильного четкого письма фаланги пальцев.

    Ребёнок скрыл от родителей двойку, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается расстроенный его отец. Раздраженный неожиданными неприятностями он, невзирая на поздний час, зовет его. В эту минуту отец озабочен не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребенка обрушиваются упреки в неблагодарности и угрозы - ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного подарка.

    Чтобы подняться до сознания ответственности за себя и за родителей, растущему человеку нужна крепкая душевная закалка. Её не всегда получают те дети, которых прячут от сложностей и противоречий жизни. Очень часто, мы, взрослые, буквально наваливаемся на ребёнка «всем миром» - мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и репетиторы. Иногда нами движет эгоистическое чувство: пусть наш ребёнок будет не хуже других.     Нас много, а ребёнок один и очень хрупок в своём состоянии. Это «воспитательное взаимодействие» может подорвать здоровье ребёнка. Во- первых, в состоянии психологического дискомфорта он не воспримет наши благие намерения, они покажутся ему враждебными. Во-вторых, у каждого из них свои способности.    Можно рассматривать достижения ребёнка, лишь исходя из его собственных возможностей. Многие родители, не зная тонкостей состояния ребёнка, увеличивают время на занятия с ним, стыдят, ругают, упрекают, наказывают его, берут обещания исправиться, не подозревая о том, что только усугубляют напряженность его эмоционально -психологического состояния.

    В раннем детстве в поведении ребёнка отчетливо проявляется темперамент. Это должно учитываться родителями. Вспоминается один разговор с отцом, сын которого сбежал из дома. Игорь рос бодрым и резвым мальчиком. А отец хотел воспитать его в строгости. Но мальчик рано начал обнаруживать непреклонную настойчивость. Невозможно было ему запретить носиться по комнате. Получая шлепок, Игорь на мгновение успокаивался, а затем находил для себя новое развлечение. С восторгом кувыркался на постели, разбрасывая подушки. Единственное, что он не мог перенести – это стояние в углу. Отец прибегал к этому всякий раз, когда представлялся «подходящий» случай. Система запретов не прекратилась и тогда, когда мальчик стал подростком. Однажды, когда Игорь собирался с друзьями на озеро, отец запер его квартире. Игорь спустился с четвертого этажа по водосточной трубе и уехал из города. Он бежал из дома, бежал движимый неуёмным темпераментом. Таким детям бывает трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. И когда активность таких детей стараются сдержать запретами, возникают непримиримые противоречия.

    Дети – особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявить не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

« Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни преуспеет тот, Хочу такой сайт

Кто жить, готовясь, в детстве не живёт»

(С. Маршак.)

    Может ли помочь чужой опыт, чужие ошибки? Наверное, может. Не свои ошибки иногда видятся четче, анализируется легче.

Есть определенный контингент родителей, проявляющих серьёзный интерес к задачам обучения и воспитания своих детей в школе. Есть другие, которым мало быть просто «в курсе» - им хочется влиять на то, что происходит в школе. Есть семьи, которые нуждаются в помощи и эту помощь принимают. В то же время горькая правда состоит в том, что нуждающиеся в помощи

родители на неё не откликаются. Это уже проблема не столько педагогическая, сколько социальная.

Литература:

1. Байкова Л.А. Что значит понимать ученика: - Журнал «Начальное образование», 2004. - №1.

2. Брускова Е.С. Урок после уроков: -М.: Издательство «Знание», 1987.

3. Макаренко А.С. Книга для родителей: -М.: 2000.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.02.2020

Дата обновления: 21.02.2020

Дата публикации: 19.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».