Коррекция детско-родительских отношений в рамках индивидуального консультирования

20.05.2019

В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и  оценке других людей, а через них – самопознанию и самооценке.

Исследование детско-родительских отношений строится вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействий с ребенком. Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 г., был разработан опросник, выявляющий мнение родителей о наказании детей. В 30-е г. XX в. отмечается быстрый рост исследований родительских установок.

На сегодняшний день существует много методик для диагностики детско-родительских отношений. Например, «Семейная фотография» - применяется для изучения структуры семьи, для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений. Методики «Семейная скульптура» и «Семейная хореография» относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. «Ролевая карточная игра» - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Эта невербальная методика выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. Методика «Семейный ритуал» относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях. «Экокарта» - метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе. «Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. «Соломенная башня» - это упражнение, адаптированное Пекманом (1984 г.) для использовании в семейной работе. «Семейное пространство» - методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Основной психокоррекционной задачей методики А.С. Спиваковской «Родительский семинар» выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания.

Более подробно рассмотрим исследование личности ребенка и межличностных отношений в семье.

Для изучения фактора взаимоотношений в семье необходимо рассматривать следующие факторы:

1. Типовое состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность;

- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

- Родители создают условия для правильного развития ребенка:

а) нормальные жилищно-бытовые условия;

б) организуют места для занятий;

в) создают домашнюю библиотеку, игровые уголки;

г) соблюдают санитарно-гигиенический режим.

- Родители развивают познавательные интересы ребенка ( вместе с детьми слушают  радио и смотрят телепередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

- Родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Недостатки семейного воспитания.

5. Причины недостатков.

            Первая часть работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводится с помощью следующих методов:

·         Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я Варга, В.В. Столин);

·         Тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми;

·         Изучение межличностных отношений в семье. Методика PARJ Е. Шеффер и Р. Белла;

·         Наблюдение.

           С целью исследования личности ребенка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применять личностные опросники. Личностные опросники – вариант тестов для измерения и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных отношений, эмоциональной и мотивационной сфер.

Существует множество психодиагностических методик, предназначенных для оценивания черт характера личности человека. Среди них встречаются комплексные психологические тесты, предназначенные для изучения личности человека, описываемые через систему понятий, с разных сторон характеризующих человека, причем в большинстве случаев эти понятия представляют собой отдельные черты характера.

Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения.

.Очень важное персональное качество человека – «тревожность». Это особое эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.

С целью определения тревожности у подростков можно использовать методику «Шкала тревожности». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

С помощью опросника  Басса-Дарки можно диагностировать проявление агрессии у подростков. Агрессивность – черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, склонность к разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.

Методика «Незаконченные предложения» выявляет систему отношений в семье, взаимоотношений с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Оптимизация детско-родительских отношений. Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и родителей является ознакомление их со способами правильного общения, оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Приводимые ниже рекомендации показывают, в каком направлении и с помощью каких методов может осуществляться такая работа.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. В таких взаимоотношениях взрослый:

·         Сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его  самооценки;

·         Помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

·         Помогает ребенку избежать ошибок;

·         Поддерживает ребенка при неудачах.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, не достигнут самоуважения и уверенности.

Для нормального развития ребенка иногда нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, таких как:

1. Завышенные требования родителей;

2. Соперничество братьев и сестер;

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Оказать ребенку психологическую поддержку взрослый должен теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера в него родителей и педагогов. Родитель должен показывать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы, а педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

·         Опираться на сильные стороны ребенка.

·         Избегать подчеркивания его промахов.

·         Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

·         Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

·         Проводить больше времени с ребенком.

·         Внести  юмор во взаимоотношения с ребенком.

·         Уметь взаимодействовать с ребенком.

·         Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

·         Избегать дисциплинарных наказаний.

·         Принимать индивидуальность ребенка.

·         Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

           Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком в рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых эффективному, ответственному общению с детьми:

а) беседовать с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне, сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком;

б) быть одновременно и твердым и добрым;

в) снизить контроль над детьми;

г) поддерживать ребенка, признавая его усилия и вклад;

д) иметь мужество не отчаиваться, если какой-то подход окажется неудачным, остановиться,  проанализировать как переживания и  поступки ребенка, так и свои;

е) демонстрировать взаимное уважение, уважение к ребенку как к личности, доверие к нему, уверенность в нем.

            В рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых :

-  отвечать за формирование личности маленького ребенка;

- быть участвующим родителем (знать все, что происходит в школе и других сферах в жизни ребенка, уметь определить возможные проблемы, такие как: драки, проблемы в школе или злоупотребление наркотиками);

- не наказывать ребенка в присутствии других людей;

- признавать правильное поведение ребенка и его достижения, хвалить ребенка за хорошо выполненную работу, концентрироваться больше на позитивном, чем на негативном;

- регулярно разговаривать со своим ребенком о давлении со стороны сверстников, о наркотиках, алкоголе, сексе и т.д., так как благодаря этому ребенок сможет прийти к родителям с любым разговором, с любой проблемой;

- научить своих детей ценить деньги, научить их тому, что в жизни нельзя получить что-то просто так, и что нужно заработать на то, что тебе хочется;

- научить своих детей ответственности, поручая различные задания по дому, соответствующие их возрасту;

- научить детей заботиться самим о себе;

- научить детей ценить независимость.

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 20.05.2019

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.