Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей

20.05.2019

  Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизма познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

            Если в традиционной системе образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития.

            Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного обучения таковы: личностно-ориентированный подход, индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся, Я-концепция, обучающий стиль учителя.

            Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения:

·         Цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей ребенка, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.

·         Обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс.

·         Учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально значимых образцов усвоения, заданных в обучении.

·         Субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая.

·         Усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.

Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:

·         Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

·         Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности, поведении.

·         Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.

Рассмотрим личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.

Система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.

Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности УДО позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.

В дополнительном образовании детей наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как:

·         Педагогика сотрудничества.

·         Технология полного усвоения знаний.

·         Адаптивная система обучения.

·         Технология исследовательского обучения.

·         Технология игрового обучения.

·         Технология разноуровневого обучения.

·         Дифференциация и индивидуализация обучения.

Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, также в единстве обучения и воспитания.

Для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны (спортивные секции, группы театрального, хореографического коллективов).

Адаптивная система обучения – это обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах).

Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях.

Технология игрового обучения – готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Технология разноуровневого обучения – для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы.

Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, так как именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

Дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:

1)      Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и др.); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

2)      Внешняя дифференциация, т.е. создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т.д.) относительно стабильных групп детей. Что касается внешней дифференциации, то она в учреждениях дополнительного образования происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься. Внешняя дифференциация позволяет педагогу дополнительного образования корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.

Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно.

Таким образом, можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, т. к. основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация личностно-ориентированных технологий дополнительного образования заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.

                   Для  реализации  личностно-ориентированных технологий  в  дополнительном

            образовании необходимо применение различных подходов:

1.      Разноуровневый подход – это ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Различия основного количества учащихся по уровню обучающихся сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления класса (группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).

2.      Дифференцированный подход – это выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типам  образовательного учреждения.

3.      Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

4.      Субъективно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Все вышеперечисленные подходы применимы как в системе общего  школьного образования, так и в системе дополнительного образования детей.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 20.05.2019

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.