Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Содержание учебного плана 7 Календарный учебный график 8 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 10 Список литературы 24 Пояснительная записка Актуальность программы. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Маршрут в будущее» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письма Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013г. №240-V «Об образовании в Республики Бурятия»; Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24 августа 2015г. № 512-р; Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2017г. № 285р; Муниципальной программы «Развитие образования г. Улан-Удэ» на период 2020 - 2025 годы (подпрограмма «Дополнительное образование и социализация детей») утвержденной Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 28 ноября 2019г. №366; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии № 2578 от 27 апреля 2016г. МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность; Положения о дополнительных 2 общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из значимых, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» качеству жизни в дальнейшем и профессиональному становлению личности. Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. Optacio - желание, избрание). Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом предъявляемые требования к той или иной сфере профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя. Актуальность программы обусловлена вопросом кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. Программа «Маршрут в будущее» помогает учащимся определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Новизной программы является системный подход к содержанию профориентационной подготовки подростков в условиях кружковой работы. Педагогическая целесообразность внедрения программы. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, 3 изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор. Направленность дополнительной образовательной программы – социальнопедагогическая. Программа данного курса соответствует современным требованиям жизни общества, т.е. способствует реализации стратегии профессионального развития человека. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать. Цель данной программы: - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Основные задачи: - предоставление информации о мире профессий как основы профессиональной ориентации; -способствование личностному развитию учеников для определения своих склонностей, индивидуальных особенностей, предрасположенности к тем или иным видам деятельности; -формированию способности у учащихся соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Отличительной особенностью данной программы является отказ от давления, навязывания стереотипов и мнений, делается акцент на объяснении того, что выбор профессии будет тогда верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий. Целевая группа: Данная программа рассчитана на учащихся 7-11 классов (13-16 лет). Сроки реализации программы: 72 часа. Формы занятий: В основу проведения занятий по программе положен практикоориентированный подход в обучении. Изучение программного материала происходит в ходе лекционных и практических занятий, в том числе практикумов, тренингов, дискуссий, игр, упражнений. Возможно проведение комбинированных занятий. В ходе занятий применяются различные методы обучения: теоретические (анализ, рассказ, характеристика, объяснение, инструктирование, обсуждение) и практические (упражнение, демонстрация, 4 моделирование трудовых действий, презентация материалов). Особое место в рамках процесса обучения отводится таким методам, как диагностика, наблюдение, тестирование. Режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю. Ожидаемые результаты: -повышение уровня информированности подростков о мире профессий; -увеличение количества детей, определившихся с выбором будущей профессии; -индивидуальная готовность и способность обучающегося к самостоятельному и осознанному построению и корректировке профессиональных и жизненных перспектив своего развития. Способы определения результативности: подготовка мини-сочинений, тестирование, анкетирование, аналитический материал по итогам проведения диагностики, презентации профессионального плана. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение деловой игры, тестирование, аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита презентации профессионального плана Учебный план № Название раздела, темы п/п 1 Количество часов Всего «Знакомство» 12 Теория 6 Формы Практи аттестации/ ка контроля 6 Наблюдение, устный опрос 2 «Кто я?» Анкетирование, 12 3 6 «Мир вокруг» «Разведка боем» наблюдение устный опрос, 12 4 6 6 6 наблюдение устный опрос, 12 6 6 наблюдение презентация 5 «План и выбор» 12 6 6 профессиональн ого плана 6 «Итоги, мотивация и поддержка» Наблюдение, 12 5 6 6 устный опрос Всего часов: 72 36 36 Содержание учебного плана Модуль 1. «Знакомство» Теория: Вводная беседа о профориентации, о парадигме выбора профессии, этапы осознанного выбора, профессия-трамплин. Практика: занятие с элементами тренинга «Знакомство». Принимаются правила работы в группе, создание благоприятного настроя, снятие психологического напряжения через игры, упражнения. Модуль 2. «Кто я?» Теория: Беседа о методах диагностирования. Исследование интересов, потребностей, желаний, ценностей и способностей Практика: Заполнение анкеты, упражнения: разобрать «три кита» выбора профессии, сформулировать ХОЧУ – МОГУ - НАДО каждого участника, определить предпочтения участников в разных видах деятельности и школьных предметах Модуль 3. «Мир вокруг» Теория: Что такое профессия. Исследование мира работы в 21 веке, изучаем вызовы 21 века и актуальные профессии, рольтех или иных профессий в жизни общества. Практика: продиагностировать как учащиеся выбирают роли и профессии При выборе профессии следует учитывать: -желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу. -возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – могу. -запросы рынка труда, потребность в кадрах – надо. Модуль 4. «Разведка боем» Теория: Исследование мира профессий с точки зрения функционала, ценностей и дохода. Исследовать «мифы» о профессиях (работаем с такими «мифами» как - всем программистам много платят, и они востребованы) Практика: составление «своих критериев» идеальной работы и профессии. исследование мира профессий с точки зрения функционала, ценностей 6 и дохода. Тренировка находить ответы на вопросы «про профессию» в реальном мире: доход, должностные обязанности и пр. Модуль 5. «План и выбор» Теория: Изучить метод принятия решений. Проработать барьеры выбора. Поиск запасного варианта профессионального выбора. Практика: Работа с матрицей выбора, выбор 1-3 профессий по итогам работы. Модуль 6. «Итоги, мотивация и поддержка» Теория: Теория планирования дальнейших шагов. Поддержка учащихся. Практика: Разработка плана дальнейших шагов. Рефлексия опыта, сбор обратной связи. Вдохновляющее завершение программы. Календарный учебный график Место проведения: МАОУ «Лицей № 27», МАОУ «СОШ № 7» № Месяц, число Время проведен ия Апрель Лицей № 3 неделя 27: Форма проведения Колво час. Темы занятий Цель занятий Форма контроля наблюдени е вторник, среда ▪ психологического 12.30 13.45 МАОУ 1. СОШ № 7: Создание Занятие с «Давайте элементам 2 и тренинга познакоми мся» комфорта, раскрепощенности у подростков. Пробудить интерес к четверг, теме пятница профессии. выбора 12.40 13.55 Апрель 2 4 неделя Упражнени я - игра «Давайте 2 познакоми мся» 7 «Меня зовут … и в наблюдени детстве я мечтал стать е …» «Инопланетное приветствие» Май 1 неделя Лицей № «Что 27: изучает вторник, профориен среда тация» ▪ 12.30 МАОУ СОШ № беседа 2 7: четверг, е Вводная беседа о профориентации, о парадигме выбора профессии, этапы осознанного выбора, профессиятрамплин. 13.45 3. наблюдени ▪ пятница 12.40 13.55 Май Лицей № устный 2 неделя 27: опрос, вторник, среда Создание 12.30 - личной 13.45 4. наблюдени Беседа- МАОУ презентаци СОШ № я 2 «Визитка» проекта е визитки в тетради, рисование личного логотипа, девиза. Презентация визитки 7: четверг, классу. пятница 12.40 13.55 8 Май Лицей № 3 неделя 27: устный опрос вторник, среда 12.30 13.45 МАОУ 5. беседа «Аксиомы, Ознакомление теоремы и целью и задачами 2 СОШ № успех» с занятий. 7: четверг, пятница 12.40 13.55 Май Лицей № 4 неделя 27: наблюдени е вторник, среда 12.30 13.45 5. МАОУ СОШ № упражнени я 2 ««Аксиом Принятие ы, теоремы Голосование. и успех» Оформление. правил. 7: четверг, пятница 12.40 13.55 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие учебного кабинета. В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг. Для дидактического обеспечения программы необходимо обязательное наличие бланковых рабочих тетрадей (Приложение). При проведении лекционных занятий используется мультимедийное оборудование. 9 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, ручки, маркеры, листы формата А4, иллюстрации, методический инвентарь для проведения тренингов (мяч, бумажный скотч, стикеры и т.д.). Опросник «ДДО» Е. А. Климова Инструкция. Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его. № Ч Т П З 1 1а 2а 2б 1б 2 3а 3б 4а 3 5а 4 7а 5 5б 8а 6б 7б 8б 10б 9б 11б 12а 12б 7 13а 13б 14а 8 15а 9 17а ∑- 6а 10а 11а 10 4б 9а 6 15б 18а И 14б 16а 16б 18б 17б 19а 20а 20б 19б ∑- ∑- ∑- ∑- 1 строка Объяснять одноклассникам учебный материал (1а) или чертить схемы, таблицы (2б) Ремонтировать машины (2а) или ухаживать за животными (2б) 2 строка Рекламировать товары (3а) или заниматься мелким домашним ремонтом (3б) Следить за развитием растений (4а) или иллюстрировать книги (4б) 3 строка Воспитывать детей (5а) или дрессировать животных (5б) Исправлять ошибки в текстах (6а) или писать отзыв о фильме, концерте (6б) 4 строка Обслуживать покупателей (7а) или просчитывать прибыльность бизнеса (7б) Управлять транспортом (8а) или играть на музыкальных инструментах (8б) 5 строка Изучать устройство различных механизмов (9а) или переводить тексты с одного языка на другой (9б) 10 Лечить животных (10а) или сочинять рассказы о животных, рисовать их (10б) 6 строка Улаживать конфликты между людьми (11а) или приводить в порядок документацию (11б) Конструировать машины (12а) или выводить новые сорта растений (12б) 7 строка Оказывать людям медицинскую помощь (13а) или проектировать медицинскую технику (13б) Посещать зоопарки, ботанические сады (14а) или театры, музеи (14б) 8 строка Вести прием пациентов (15а) или проводить лабораторные исследования (15б) Составлять отчеты (16а) или писать стихи, рассказы (16б) 9 строка Заниматься организацией мероприятий (17а) или выступать на сцене (17б) Строить здания (18а) или готовить проектную документацию (18б) 10 строка Бывать на технических выставках (19а) или на художественных выставках (19б) Изучать природные явления (20а) или составлять компьютерные программы (20б) Обработка результатов. Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке. 6-8 баллов – выраженный интерес к предмету труда; 3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда; 0-2 балла – слабый интерес к предмету труда. У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию? Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек). «НАЙДИ ПАРУ» К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару»: 11 Врач Покупатель Учитель Клиент Парикмахер Пациент Экскурсовод Читатель Библиотекарь Слушатель Продавец Ученик Воспитатель Воспитанник Продавец Турист Все эти профессии относятся к группе «Ч». Что обозначает эта группа? (объект труда – «Человек»). Таким же образом подростки выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий. Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг. На уроках биологии вы изучаете классификацию животных и растений, на уроках химии – классификацию химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. У нас в стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова: Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми. Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод). Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья. Назовите профессии этой группы? (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.). 12 Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем. Назовите профессии этой группы? (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор). Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. Назовите профессии этой группы? (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед). Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Назовите профессии этой группы? (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант). Какой предмет труда кажется вам наиболее привлекательным? Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом. Опросник «Как поживаешь?» Цели методики - рассмотреть в шутливой форме существенные для данного подростка жизненные ценности. Время проведения - 30-40 минут. Основные этапы 1. Участники получают бланк к Общая инструкция 13 данному опроснику. (Приложение 2) Сейчас вам будут предлагаться пары ценностей из перечня, который есть в вашем бланке. Каждый раз вы должны определяться с тем, какая ценность для вас более важная, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу запишите в бланк новый результат -11 баллов, а из начального балла менее важной для вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат - 9 баллов, В дальнейшем все ценности будут либо увеличиваться в своем значении, либо уменьшаться, приобретая иногда даже отрицательные значенг1Я. Это и будет показателем того, что для вас более важно в жизни, а что - менее. 2. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»), а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей вычитают). Учащиеся подсчитывают свои результаты. Ведущий зачитывает примерные нормы. 3. Ведущий зачитывает «нормы». Если по рассматриваемой ценности результат ниже нормы, то в графе «нормы» он проставляет напротив ценности знакминус, а если выше – знак плюс. Если попадает в норму - знак «ноль». Примерные нормы № Ценности Девушки Юноши 1 Автомобиль 7–12 6–14 2 Вилла с бассейном 7–14 9–12 3 Отдых в Италии 8–15 7–13 4 Друзья-артисты 9–12 4–11 5 Друзья-иностранцы 5–12 7–11 6 Друзья-ученые 6–10 6–14 7 Друзья-рабочие 4–8 9–12 8 Здоровье 8–16 15–20 14 9 Красота 9–17 9–14 10 Пиво с воблой (–3) – (–9) (–1) – (–9) 11 Творческая работа 5–2 5–11 12 Вас любят 12–18 10–15 13 Вы влюблены 6–14 8–14 14 Вера в Бога 2–13 5–17 15 Опасные приключения 6–13 6–12 Полученные результаты ориентировочно показывают, что для данного подростка наиболее важно в жизни, а что не является для него особой ценностью. 4. Далее, в ироничной форме ведущий определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого зачитываются имеющиеся стереотипы, а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипов, которые записываются на доске.( работу проводить только с самыми актуальными стереотипами, иначе работа затянется). «Стереотипы и их примерное отношение к тем или иным ценностным ориентациям» 15 № Ценности Дом Ари Чес Тру Кра Хит Ребе Вер Пья Иностр Пре Творче Делово охоз сток тны жен сав рый нок ую яйк рат й а ик ниц анец ица, мал (до щий а в чел меч ый, шко России ове таю жел льн к щая аю о ступ ская й ник личнос челове ть к ик) щий выг гдеодн то ом при бра стро ке ить ся 1 2 3 4 Автомоби ль Вилла с бассейном Отдых в Италии Друзьяартисты + + + + Друзья5 иностранц 0 0 + + + + + 0 + + + + + 0 + + + + + 0 + + + + + 0 0 + 0 + + 0 0 0 + 0 + 0 0 + + 0 + 0 0 + + 0 0 – + + + + 0 0 0 0 + 0 + 0 – + 0 + + + 0 – 0 0 0 ы 6 7 Друзьяученые Друзьярабочие 0 – + + + 0 0 0 - + + - 0 0 16 8 Здоровье + 0 0 - + + + + – + – 0 0 9 Kрасота + + 0 0 + 0 + – – + 0 + 0 0 0 0 - + - – + + + 0 + 0 + + - 0 0 – – + 0 + + + + 0 + + + 0 + + + + 0 0 + 0 - - + – – 0 0 + – 0 + 0 - - 0 + – + – 0 – 0 0 0 0 0 + – + – + + + 2-4 2-4 1-3 2-4 3-5 2-4 1 Пиво с 0 воблой 1 Творчеств 1 о 1 2 Вас любят 1 Вы в 4 Бога 1 5 – + – 3 любите 1 Вера 0 + Опасные приключе – ния Нормы для стереотипов 0-2 3-5 4-6 3-5 0-2 2-4 1-3 5. Мнение стереотипа по поводу тех или иных ценностных ориентации конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты. Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе «нормы»), полученными после соотнесения результатов с нормами, и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стереотип как «домохозяйка». По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки, конечно же, «плюс». У подростка, после соотнесения результатов с нормами в графе «нормы», напротив автомобиля также стоит «плюс». В итоге получается два плюса, т.е. уже в графе стереотипа «домохозяйка», напротив ценности «автомобиль» делается запись «++». Если при 17 сложении знаков оказывается «плюс» и «минус», то в итоге - «ноль». Если «минус» и «ноль», в итоге - «минус» и т.п. 6. Далее по рассматриваемому стереотипу подсчитывается алгебраическая сумма всех «плюсов» и «минусов», и итог выписывается внизу, под колонкой данного стереотипа. 7. Ведущий сразу же зачитывает «норму» для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток, осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма «плюсов» и «минусов» меньше нормы, то скорее всего, стереотип вас «не очень-то уважает», если же выше - «уважает очень даже...» (а может и завидовать еще начнет), если попадаете в норму включительно, то отношение к вашим ценностным ориентаци-ям «нормальное» и спокойное. Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование «норм» и всяческих «расчетов»... Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы. Результаты вносятся в бланк ответов. Опросник типа мышления. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «–». 1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2. Мне интересно составлять компьютерные программы. 3. Я люблю читать книги. 4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 7. Я люблю играть в шахматы. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события. 10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу. 11. Мне нравится все делать своими руками. 12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями. 13. Я придаю большое значение сказанному слову. 14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 18 17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. 19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. 20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. 21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего. 22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов. 24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. 26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 27. Я понимаю красоту математических формул. 28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи. 33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир. 35. Не люблю ходить одним и тем же путем. 36. Истинно только то, что можно потрогать руками. 37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. 39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма. 40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства. Обработка результатов Подсчитай число плюсов в каждой из пяти колонок и запиши полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий). 1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры. 19 2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физикитеоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки. 3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. 4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим. 5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности. Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления? Как развивать мышление − Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной. − Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном. − Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие 20 мысли в письменной форме. Пример 1. Схема анализа профессий Предмет труда: 1 - животные, растения (природа) 2 – материалы 3 -люди 4 - техника, транспорт 5 - знаковые системы 6 - художественный образ Цели труда 1 - контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 - изобретательская 4 - транспортирование 5 - обслуживание 6 - собственное развитие Средства труда 1 - ручные и простые приспособления 2 - механические 3 - автоматические 4 - функциональные (речь, зрение, мимика, слух) 5 - теоретические (знания, способ мышления) 6 - переносные или стационарные средства Условия труда 1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производственный цех 4 - необычные производственные условия (влажность, температура, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - поза (сидя, стоя, в движении) 8 - домашний кабинет Характер общения в труде 21 1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (один состав работников) 4 - работа с аудиторией 5 - выраженная дисциплина (субординация) Ответственность 1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность Особенности труда 1 - большая зарплата 2 - льготы 3 - «соблазны» 4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5 - частые командировки Требуемый уровень образования 1 - без специального образовали 2 - начальное профессиональное образование (НПО) 3 - среднее специальное образование (ССУЗ) 4 - высшее профессиональное образование (ВУЗ) Пример 2. Схема описания профессий учащимися 1. Наименование профессии ______________________________ 2. Краткое описание отрасли ______________________________ 3. Характеристика профессии: а) содержание труда; б) инструменты, орудия труда и место работы; в) санитарно-гигиенические условия; г) требования профессии к состоянию здоровья человека и его психофизиологическим особенностям; д) необходимый уровень образования; е) где можно приобрести данную профессию, специальность; ж) перспективы и возможности роста; з) на каких предприятиях работают по данной профессии? 22 Список литературы Основная литература 1. Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. «Мой выбор – жизненный успех». Учебное пособие. – М. КаллиГраф, 2016. 2. Бендюков М.А. «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». Методические материалы. - С.-П., Издательский дом «РОСТ»,2015. 3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Чернейко Д.С. «Ты и твоя профессия». – С.-П., 2015. 4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2015. 5. Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в Центре социально- трудовой адаптации молодежи. — М.: МЦТЗМ «Перспектива»,2014. 6. Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора». - Петрозаводск: Петроком, 2014. 7. Газета «Школьный психолог» №2, 2014. 8. Климов Е.А. «Как выбирать профессию». – М.: Просвещение,2012. 9. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М.: - Просвещение, 2013. 10. Пряжников Н.С. «Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении». – Вопросы психологии, 2013, № 4. 11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.—Воронеж, 2014. 12. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2016. Дополнительная литература 1. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2015. 2. Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения». – М.: - Просвещение, 2012. 3. Фромм А.А. «Азбука для родителей». – С.-П.: Лениздат, 2013. 23 4. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2014. 5. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: организация и управление». – М., 2014. 6. «Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Дополнительный том. – М.: Аванта, 2013. 24