Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………………….3 Учебный план………………………………………………………………………………….6 Содержание учебного плана…………………………………………………………………..8 Методическое обеспечение…………………………………………………………………..10 Список литературы………………………………………………………………………… 1 15 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Шаги к успеху» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013г. № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия»; Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24 августа 2015г. № 512-р; Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2017г. № 285-р; Муниципальной программы «Развитие образования г. Улан-Удэ» на период 2020 2025 годы (подпрограмма «Дополнительное образование и социализация детей») утвержденной Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 28 ноября 2019г. №366; Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ им. Героя Советского Союза П.Ф.Сенчихина; Лицензии № 3278 от 10 декабря 2020 г. МАОУ «СОШ №26» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность; Положения о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения МАОУ «СОШ №26» г. Улан-Удэ. Чтобы комфортно себя чувствовать в современном обществе необходимо уметь самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать взаимодействие со сверстниками и окружающими людьми, иметь навык работы в команде. Программа построена на комплексном методе обучения, так как художественные и общие способности всегда развиваются во взаимосвязи и взаимодействии. Таким образом, театрализованные занятия способствуют всестороннему развитию ребёнка и скорейшей его социализации. Весь комплекс воспитательных, развивающих и образовательных задач решается в процессе совместного творческого труда – через организацию общения, во время занятий и репетиций, в ходе подготовки и проведения праздников, концертов, конкурсов и т.д. Именно в театральной деятельности ребенок может наиболее полно проявить свой творческий потенциал. Кроме того, при реализации данной программы находят решение проблемы психологического, физического и духовного развития учащихся. В плане психологического развития происходит удовлетворение потребностей учащихся, связанных с возрастными особенностями. 2 Занятие театральным искусством позволяет наиболее успешно решить проблемы развития воображения, фантазии, социализации в среде сверстников, эмоционального развития и др. Занятия в коллективе имеют огромное значение для физического развития ребенка. Подход к этому процессу связан с тренингом, направленным на обогащение телесных возможностей в создании сценического образа. Занятия сценическим движением оказывают оздоровительное воздействие на растущий организм. Духовному развитию учащихся способствует широкий спектр проблем, обсуждаемых в ходе занятий – от философских до бытовых, в которых находят конкретное отражение идеалы и мировоззрение детей и подростков. Все вышесказанное и определяет педагогическую целесообразность данной программы. Новизна программы основывается на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных, социальноэкономических условиях: компетентного, обильного, с высокой степенью коммуникативных навыков, культурой делового общения, готового к принятию решений, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Направленность дополнительной общеобразовательной программы – социально-гуманитарная. Программа ориентирована на формирования и развития у обучающихся лидерских качеств, мотивации к самопознанию, творчеству, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности в рамках общества и государства; персонализация и личностное самоопределение обучающихся, их самореализация. Цель программы: формирование модели социально-активной, психологическиустойчивой личности подростков, путем повышения их коммуникационноорганизационных компетенций и включения в социально-значимую деятельность, развитие творческих способностей учащихся. Задачи: Обучающие: формирование здорового образа жизни, позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование основных представлений о лидерстве и психологии лидера; изучение основных правил позитивной коммуникации и активного взаимодействия всех членов группы; обучение навыкам актерского мастерства, сценической речи и сценического движения. Развивающие: развитие навыков эффективного общения; развитие речи, мыслительных способностей, воображения; развитие эмоциональной сферы восприятия окружающего мира. развитие творческих способностей. Воспитательные: повышение уровня жизненной активности и социальной направленности; создание условий выработки и аргументации самостоятельной и независимой точки зрения; создание мотивации для дальнейшего саморазвития. o воспитание чувства ответственности за партнеров и за себя; 3 o привлечение учащихся к разновозрастному сотрудничеству на основе общего коллективного творчества; Целевая группа: обучающиеся в возрасте 9-10 лет (3-4 классы); Сроки реализации программы: 72 часа. Формы занятий: лекционные, практические, тренинговые занятия. Аудиторные занятия (лекции и тренинги), самостоятельная работа (проективная деятельность). Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Ожидаемые результаты: К концу обучения подростки должны освоить: методику коллективной творческой деятельности; приемы и методы реализации коллективного дела; правила ведения дискуссии уметь: публично выступать, корректно отстаивать свою точку зрения; организовать работу творческой группы по подготовке и проведению мероприятий различной направленности; направлять свою фантазию по заданному руслу. Образно мыслить. Концентрировать внимание. Ощущать себя в сценическом пространстве. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать . Способы определения результативности: 1. Входной контроль (сентябрь). В ходе, которого исследуются «Уровень самооценки», «Акцентуации характера», «Качества лидера», определяются уровень коммуникативных навыков; 2. Промежуточный контроль (в конце 1-го полугодия учебного года). С помощью повторного диагностирования определяются: уровень коммуникативных навыков и уровень самооценки, овладение программой и координируются дальнейшие действия по приобретению знаний, умений, навыков; 3. Текущий контроль: оцениваются ораторские и организаторские знания и умения в ходе реализации практической деятельности (организация игр и других массовых мероприятий); 4. Итоговый контроль (май). Взаимозачет в рамках защиты социальных проектов, заседания круглого стола, позволяет оценить знания, умения и навыки, приобретенные в ходе реализации данной программы и проследить динамику развития каждого обучающегося. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: тренинговые упражнения, в том числе моделирующие проблемные ситуации, ролевые игры, групповые дискуссии, творческие задания, практические задания по достижению личных целей и реализации командного проекта, беседы с элементами дискуссии, коррекционные и развивающие упражнения, практические задание на развитие личностных качеств, формирование уверенности и осознание своей значимости. 4 Учебный план № Название раздела, темы п/п Количество часов Всего Теория Практик а Формы аттестации/ контроля 1. Вводное занятие. Знакомство театральным объединением. с 2 2 - беседа 2. Я и окружающий мир. Тест на 2 определение 1 1 Диагностика 3 Познаю себя. Тест на определение 1 «уровня самооценки» и «Акцентуации характера». Входной контроль. - 1 Занятие с элементами тренинга 4 Основы театральной культуры 6 -Многообразие выразительных средств в театре: «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д. -Тренинги на внимание, память, мышление. -Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды. 1 5 анализ практической деятельности, анализ работы своей и товарищей. 5 Сценическая речь 5 - Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом и т.д. -Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции. 1 4 исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара, анализ выполненной работы. 6 Я и мы. Учимся отстаивать свое 5 мнение. Кто Я?, «Я-как я себя вижу, и «Я-глазами других», Упражнение «Круг и Я», «Кулачок», «Познаю себя». 1 4 Занятие с элементами тренинга 7 Ритмопластика 13 -Пластическая выразительность актера. - Сценическая акробатика. -Танцевальная импровизация. 3 10 Танцевальная композиция предложенную этюды. Речь лидера. Навыки ораторского 5 искусства. Основы публичного выступления. Отработка 2 8 5 3 на тему, Занятие с элементами тренинга практических навыков. 9 Учимся преодолевать страх. Страх 3 «полезный» и «вредный». Упражнение «Нарисуй свой страх». 1 2 Занятие с элементами тренинга 10 Вербальное и невербальное 4 общение. Упражнения «Крокодил», «Что хотите говорите, только «нет» не говорите». 1 3 Занятие с элементами тренинга 11 Тренинг. Приемы эффективного 3 общения. Отработка навыков публичного выступления. - 3 - 12 Физиогномика. Упражнения 4 «Эмоции как информации», «Фото на память». 1 3 Занятие с элементами тренинга 13 Практическая работа, цель которой 5 осознать свой стиль лидерства, усилить сильные качества, расширить практические навыки по управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей. Упражнения «Руководитель», «Если бы я мог…». - 5 - 14 Учимся преодолевать страх. Страх 4 «полезный» и «вредный». Упражнение «Нарисуй свой страх». 1 3 Занятие с элементами тренинга 15 Эффект избыточной мотивации. Как 2 избавиться от вредного страха. Упражнение «Визуализация». 1 1 Занятие с элементами тренинга 16 Связь эмоций с мышечным тонусом. 2 Упражнение «Аутотренинг». 1 1 Занятие с элементами тренинга 17 Развитие характеристик 4 креативности – беглость мышления и навыки самообладания. Упражнение «Трио». 1 3 Занятие с элементами тренинга 18 Итоговое занятие. 2 - Подведение итогов за прошедший год. - Планы на будущий год. - 2 Экзамен, самоанализ деятельности. ВСЕГО: 18ч 54ч 72ч 6 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие: Знакомство с группой. Определение правил ведения занятий и поведения в группе. Инструктажи по технике безопасности. Упражнение «Давайте познакомимся», цель которого представить себя, назвав не только имя, но особенные черты своего характера. 2. Я и окружающий мир. Теория: Раскрыть основные понятия «Что такое окружающий мир» в жизни человека с точки зрения, нахождения его в обществе, и какова роль человека в социуме. Практика: Тест на определение «Уровня самооценки» и «Акцентуаций характера» Входной контроль. 3. Познаю себя. Теория: Методы познания своих индивидуальных черт. Что включает в себя понятие «Познай себя». Как жить в социуме и не потерять свою индивидуальность. Нужно ли быть как все, или оставаться самим собой. Практика: Тест «Нарисуем свой характер», Упражнения: «Аквариум», «Я – такой знакомый, незнакомый Вам человек» с отработкой обратной связи. 4. Основы театральной культуры. Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности. Практическая работа: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один...» Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). 5. Сценическая речь. Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. 6. Я и мы. Учимся отстаивать свое мнение. Теория: Кто Я? « Я - как я себя вижу, и Я - глазами других». Как формируется мнение и всегда ли нужно отстаивать свое мнение. Влияние окружающих на формирование мнения. Практика: Упражнение «Круг и Я», «Кулачок», «Познаю себя». 7. Ритмопластика Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину. 8. Речь лидера. 7 Теория: Навыки ораторского искусства. Основы публичного выступления. Отработка практических навыков. 9. Учимся преодолевать страх. Теория: Страх «полезный» и «вредный». Как преодолеть страх. Как не бояться выступать перед аудиторией или преодолеть страх экзамена, контрольной или чего - либо другого. Практика: Упражнение «Нарисуй свой страх», Релаксация 10. Вербальное и не вербальное общение. Теория: Что включает в себя понятие: «Вербальное и не вербальное общение» Можно ли понять человека, который не говорит с вами? Мимика и жесты. Практика: Упражнение «Крокодил», упражнение «Что хотите, говорите, только «Нет» не говорите». 11. Тренинговое занятие «Я - лидер» Практика: Упражнение «Простое и сложное решение». 12. Физиогномика. Теория: Физиогномика. Как узнать по отдельным движениям и чертам информацию о человеке, говорит ли он Вам правду или скрывает её от Вас. Практика: Упражнение «Эмоции как информация» 13. Практическая работа, цель которой осознать свой стиль лидерства, усилить сильные качества, расширить практические навыки по управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей; Упражнения «Руководитель»; «Если бы мог». 14. Учимся преодолевать страх. Теория: Страх «полезный» и «вредный». Как преодолеть страх. Как не бояться выступать перед аудиторией или преодолеть страх экзамена, контрольной или чего - либо другого. Практика: Упражнение «Нарисуй свой страх», Релаксация 15. Эффект избыточной мотивации. Теория: Как избавиться от «вредного» страха. Делай то, чего боишься. Эффект избыточной мотивации. Практика: Упражнение «Визуализация». 16. Связь эмоций с мышечным тонусом. Теория: Связь эмоций с мышечным тонусом. Что такое «психосоматика»? Откуда «берутся болезни»? Как научиться контролировать свои эмоции. Нужно ли прятать эмоции и чем опасны скрытые и невыраженные эмоции? Практика: Упражнение «Аутотренинг». 17. Развитие креативности. Теория: Что такое креативность? В чем проявляется креативность мышления и как это влияет на взаимоотношения подростка в его компании. Практика: Упражнение «Три качества», Упражнение «Эпизод из жизни». 18. Итоговое занятие. 8 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета для проведения тренингов. Для дидактического обеспечения программы необходимо обязательное наличие бланковых психодиагностических методик: тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента»; тест «Самооценка конфликтности» С.М. Емельянова; При проведении лекционных занятий используется мультимедийное оборудование. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: стенд переносной, комплект дисков с записями современных мелодий, ножницы, клей ПВА, цветной картон, цветная бумага, маркеры, трибуна, набор тестов и анкет для занятий. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности. Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: «да» или «нет», других вариантов ответов нет. Свой ответ нужно отметить в ответном бланке, поставив крестик в окошке «да» или «нет» напротив цифры, соответствующей номеру вопроса. Стимульный материал. 1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным? 2. Восприимчивы ли вы к обидам? 3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать? 4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом? 5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте? 6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали? 7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания? 8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать? 9. Серьезный ли вы человек? 10. Можете ли вы сильно воодушевиться? 11. Предприимчивы ли вы? 12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит? 13. Мягкосердечный ли вы человек? 14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези? 15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе? 16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками? 17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу? 9 18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний? 19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми? 20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным? 21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы? 22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления? 23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле? 24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо? 25. Смогли бы вы убить человека? 26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки? 27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире? 28. Часто ли у вас без причины меняется настроение? 29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности? 30. Быстро ли вы можете разгневаться? 31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым? 32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости? 33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий? 34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу? 35. Влияет ли на вас вид крови? 36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью? 37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо? 38. Трудно ли вам входить в темный подвал? 39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело? 40. Являетесь ли вы общительным человеком? 41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи? 42. Убегали ли вы ребенком из дома? 43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь? 44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу? 45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора? 46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит? 47. Любите ли вы животных? 48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке? 49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье? 50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды? 51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей? 52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит? 53. Много ли вы общаетесь? 54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние? 55. Нравится ли вам работа организаторского характера? 10 56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий? 57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах? 58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой? 59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание? 60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище? 61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте? 62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем? 63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации? 64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли? 65. Часто ли вы смеетесь? 66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним? 67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком? 68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости? 69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы? 70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь? 71. Пугливы ли вы? 72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет? 73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке? 74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль? 75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически? 76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени? 77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании? 78. Переносите ли вы злость длительное время? 79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека? 80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу? 81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы? 82. Часто ли вы видите страшные сны? 83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд? 84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении? 85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них? 86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь? 87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)? 11 88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе? Ответный бланк к тесту опроснику Шмишека Леонгарда. Фамилия. Имя. Отчество _________________________________________________ Возраст ________ (полных лет) Пол М Ж Дата заполнения ____________________________________ № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не Сум а т а т а т а т а т а т а т а т ма Бал л № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не № Д Не Сум а т а т а т а т а т а т а т а т ма Бал л Ключ тесту опроснику Шмишека Леонгарда. По каждой шкале подсчитываются плюсы (положительные ответы на указанные вопросы) и минусы (отрицательные ответы на соответствующие шкале вопросы). Затем полученные баллы (плюсы и минусы) по шкале суммируются и результат 12 умножается на коэффициент – при каждом типе акцентуации свой. В результате обработки результатов тестирования получится 10 показателей, соответствующих выраженности той или иной акцентуации личности по К. Леонгарду. 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А. А. Карелин «Психологические тесты»: В 2т. – М.,2001. – Т.2.С.50-53 2. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования/авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил. 3. Клименко О. Е. «Внешкольник» Воспитание личности лидера. 2006. – №10–с. 15. 4. Фрадков М. // Внешкольник // Концептуальный подход к работе с подросткамилауреатами. – 2006. –.№10 – С. 4. 5. Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2012 6. Формирование психологического здоровья школьников/ М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с. 7. Психогимнастические упражнения для школьников/авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 87 с. 8. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2008. – 272 с.: 9.Овчарова. Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. Пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 200. – 448 с. 10.Психология подростка. Хрестоматия, Составитель Ю,И, Фролов,... М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с. 11. ХРЕСТОМАТИЯ по возрастной психологии. Ред. Фельдштейн Д.И. М.: МПА. 1994. − С. 65 12. Хухлаева О.В. Психология подростка. М. Изд. Академия 2008. - 160 Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический Проект. 2004. – С. 65. 13. Савостьянов В. Воспитание речевого голоса. Дикция и орфоэпия. – М.: ВЦХТ // Я вхожу в мир искусства, 2012. 14. Чернецкая Как стать артистичным (Психотренинг актерского мастерства): Методическое пособие. – М.: Всероссийский экспериментальный центр «Школьный театр», 2012. 15. Чуринова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М., Владос. –2012. Литература для учащихся 1. Васильев Ю.А. Сценическая речь. Спб АТИ.: Санкт-Петербург, 2015. 2. Гальцова Е.А.. Путешествие в страну игр и театра. – Волгоград, 2012. 3. Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М. - Л., 1967. 4. Декру Э. Искусство мима. - М., 1998. 5. Когтев Г. Грим и сценический образ. - М., 2010. 6. Кудашева Т.. Руки актера. - М., Просвещение, 2008. 7. Немировский А. Пластическая выразительность актера. - М., 2009. 8. Станиславский К. Работа актера над собой. - М., 1975. 9. Эльяш Н. Образы танца. - М., 2012. Дополнительная литература 1. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) 2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320 14 3. Шилова Т.А. Волевая активность как фактор формирования направленности личности подростка. // Вопросы психологии познавательной деятельности. МГПИ им. В.И. Ленина, 1984, С, 169-171. 4. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. – Спб.: Речь, 2003. 5. А.Л. Уманский. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. Науч. издание Кострома: КГУ, 2014. − С. 120 19. Сайты: http://allscenarios.ucoz.ru/index/lider_igry/0-73 19. http://doc4web.ru/pedagogika/razvitie-liderskih-kachestv-v-klassah.html. http://www.bg140.ru/ 20. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический Проект. 2014. – С 15