Программа Верность памяти

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «ШКОЛА ЮНОГО
ПОИСКОВИКА: «ВЕРНОСТЬ ПАМЯТИ» - ЦЕНТР ОТКРЫТОГО, ДОСТУПНОГО,
НЕПРЕРЫВНОГО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЁЖИ» (далее – Программа) реализуется в соответствии с туристскокраеведческой, социально-гуманитарной, практико-ориентированной направленностью
образования, так как создаст условия для социального становления и развитие личности
через организацию
совместной
краеведческо-поисковой, преобразовательной,
социально-значимой деятельности школьников.
1.2. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами
учащихся. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач
общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России. Музей школы является одним из воспитательных
центров открытого образовательного пространства.Данная программа востребована, так
как до её реализации в 2018 году началось сотрудничество газеты «Судьба» (органа
Международного союза бывших малолетних узников фашизма) и клуба «Солдат
истории», созданного по проекту МАОУ «СОШ» №18 «Школьный музей «Поиск».И в
настоящее время обозначилась необходимость создания «Школы юного поисковика», для
активного использования информационных ресурсов школьного музея и газеты «Судьба»,
что создаст условия для открытой коммуникации и эффективного сетевого партнерства и
придаст многолетнему сотрудничеству новую форму. Креативным катализатором
совместной деятельности редакции газеты «Судьба» и школы может стать использование
информационных ресурсов газеты среди молодёжи на базе школьного музея, освоение
исторического опыта прошлого поколения, культуры памяти в интересах собственного
развития путём создания библиотеки воспоминаний бывших малолетних узников
фашистских лагерей,рассказов об их судьбах и биографиях, через создание школьной
газеты «Школы юного поисковика» и новой экспозиции музея.В музей школы будет
передана библиотека редакции газеты, архив номеров. Таким образом, программа
направленана использование информационного ресурса издания Международного союза
бывших малолетних узников фашизма - газеты «Судьба», музея МАОУ «СОШ №18» в
качестве средства обучения и воспитания патриотизма, гражданственности, социализации,
определения жизненной ориентации подростков. Так как на базе школьного музея будет
создана школа юного поисковика, организован выпуск газеты данной школы.
В рамках реализации программы предполагается активное использование
педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в
обучении и воспитании ориентированных на развитие индивидуальной образовательной
траектории ребенка:ученического исследования; игровых технологий; образовательных
путешествий и встреч и т.д. Подростки займутся поиском, хранением, изучением и
систематизацией подлинных памятников истории, культуры, различных предметов и
документов. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных
программ в музее создают новые возможности в работе.
1.3. Отличительные особенности программы заключаются в том, что она
учитывает условия школы №18,
реализует
познавательную,
развивающую,
практикоориентирующие функции. Программа предусматривает постоянную работу

журналистского коллектива редакции газеты «Судьба» с группами подростков школы
юного поисковика, разрабатывающих ту или иную творческую тему, регулярную
публикацию материалов проекта в газете «Судьба», а также издание выпусков газеты
«Школы юного поисковика».
14. Педагогическая целесообразность
Программа позволяет вовлекать школьников в поисковую, музейнокраеведческуюдеятельность через совместную деятельность школы юного поисковика и
редакции газеты «Судьба».
Юные поисковики могут принимать участие в научнопрактических конференциях, олимпиадах, конкурсах краеведческой направленности и т.
д. В программу включены экскурсии, встречи с известными людьми, работа в архивах
города, общественных организациях.
Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные.
Основной формой обучения является очное групповое занятие, во время проведения
которых оказываются и индивидуальные консультации. Формы проведения занятий:
исследование, экскурсии, учебно-исследовательские конференции, беседы, встречи с
интересными людьми, выставки, подготовка и оформление газеты. Отработка и
закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических
заданий.
Занятия проводятся в школе, в музеях, библиотеке, архивах.
Условием для реализации программы является наличие базы для проведения
занятий в «Школе юногопоисковика»: школьный, городской музеи, библиотеки, архивы,
редакция газеты «Судьба».
1.5. Цель программы:создание условий для самоопределения, в том числе
профессионального, самореализации и саморазвития личности обучающихся, включения
их в социальное творчество путем обучения в «Школе юного поисковика».
1.6. Задачи:
Предметные:
- дать школьникам систему знаний по поисковому движению в России, и его месту в
современном мире, экскурсоводческой деятельностью, с лучшими образцами
журналистского творчества;
- обучить работе с историко-архивными материалами;
- обучить основам родоведения (генеалогии, геральдики);
- обучить основам журналистики, верстки газеты, написанию статей, умению делать
репортажи;
Метапредметные:
- формировать умение вести поисковую, учебно-исследовательскую деятельность,
осуществлять экспозиционную и экскурсоводческую работу, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, с
представителями старшего поколения (с детьми войны, малолетними узниками фашизма),
работать индивидуально и в группе;
- развивать умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные
знания на практике;
- развивать
навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами,
справочниками, архивными документами, осуществлять поиск необходимой информации;
- выработать умение работы над докладами, прививать навыки публичного выступления;

- формировать навыки оформления полученных материалов в экспозициях школьного
музея и творческих работах, в школьной газете;
Личностные:
- создать условия для духовно-нравственного развития личности путём включения её в
многообразную, социально-значимую деятельность;
- сформировать активную жизненную позицию гражданина РФ;
- формировать гражданское сознание и патриотизм у школьников посредством участия в
поисковом движении, изучения истории родного края.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Программа по музейной педагогике предназначена для учащихся 7-10 классов (13
- 16 лет) МАОУ СОШ №18.Программа рассчитана на 1 год обучения (в год 64 часа, 2 часа
в неделю). Программа будет реализовываться 3 года с 2021 по 2023 гг. с разными
группами школьников. Реализуется данная программа на базе школьного музея «Солдаты
истории» МАОУ «СОШ №18». Дети в группу набираются по желанию, без
предварительного отбора.
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой
жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому
возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность
равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного
отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение
этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в
круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники,
самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста
общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически
осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых
отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной
личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые
становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному,
рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление,
стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все
эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение
образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с
миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность
определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной
работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность
подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая
школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя
сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в
младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей,
внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания
этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток
предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и

самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества.
В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их
личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета,
возможность применения результатов обучения в решении практических задач.
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать
готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их
активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше
подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их
планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся
понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.
В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания
(естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в
понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает
определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное
завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно,
инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на
видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с
учетом «отношения мира» к своему действию.
1.8. Формы проведения занятий: исследование, экскурсии,
учебноисследовательские конференции, беседы, встречи с интересными людьми, выставки,
подготовка и оформление газеты.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении
практических заданий.
Занятия проводятсяв школе, в музеях, библиотеке, архиве, в редакции газеты
«Судьба».Форма обучения – очная, возможна и очно-дистанционная форма обучения.
Уровень программы: базовый.
Состав группы может быть, как постоянный, так и переменный.
2. ОБЪЕМ ПРОГРПММЫ:
2.1.Объем программы:72 ч. на год реализации.
2.2. Срок реализации программы–1год.
2.3. Режим занятий: 2 раз в неделю по два часа.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
3.1. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся получат знания:
опоисковом движении в России, о работе с архивными материалами, об
экскурсоводческой деятельности, о создании печатных изданий (газеты).
- о героях и ветеранах войн;
- история семьи;
Будут созданы:
- тематические рефераты, доклады по военной истории, биографиям героев и ветеранов
войн;
- семейные летописи;
- созданы и проведены тематические экскурсии;

- создана газета«Школы юного поисковика».
Обучающиеся получат возможность приобрести:
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных
областей.
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, специалиста).
Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Умение выдвигать гипотезы.
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования.
Навыки делового партнерского общения.
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы и т. д.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Умение находить компромисс.
Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
Умение отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи.
Умение уверенно держать себя во время выступления.
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Личностные результаты:
Обучение в «Школе юного поисковика»
будет способствовать формированию
гражданского самосознания, патриотизма, нравственных ценностей.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Формы контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Формы промежуточного контроля: опрос, практикумы по темам курса, анализ
выполненных работ.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению,
предполагается учащимися защита учебно-исследовательской работы, контрольного текста
экскурсии, качественно подготовленной газеты «Школы юного поисковика».
Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися основной
образовательной программы

№

1

2

Образовател
ьный
результат
Готовность к
активной
гражданской
позиции

Параметр
оценки

Индикатор

Сформирован
ность
ценностной
ориентации
гражданского
выбора
и
владение
общественнополитической
терминологией
Социальнокультурный
опыт
учащихся

Количество
учащихся,
демонстрирующих
сформиро-ванность
ценностной
ориентации
гражданского
выбора и владение
общественнополитичес-кой
терминоло-гией
Единицы
портфолио,
подтверждающие
социальнокультурный опыт
учащегося
Готовность к Понимание
Количество
продолжени учащимся
учащихся,
ю
собственных
своевременно
образования профессионал ознакомленных с
на
ьных
заключением
профильном склонностей и психолога
о
уровне,
к способностей профессиональных
выбору
склонностях
и
профиля
способностях
учащихся

Положительн
ый
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана,
соответствую
щих
рекомендован
ному
профилю
обучения
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика

Оценочная
процедура

Периодичност
ь оценки

Тестирование

Ежегодно,
в
конце учебного
года

Статистическ
ий учет

Ежегодно,
в
конце учебного
года

Статистическ
ий учет

Первый раз на
этапе
предпрофильно
й подготовки
(по окончании
учащимися 7–8
класса)
Второй раз – по
окончании
уровня
основного
общего
образования

Количество
Статистическ
учащихся,
ий учет
имеющих
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана,
соответствующих
рекомендованному
профилю обучения

Количество
учащихся,
имеющих
завершенные
презентованные

Статистическ
ий учет
и

3

Готовность и
способность
к
саморазвити
ю на основе
существующ
их
норм
морали,
национальны
х традиций,
традиций
этноса

которых
соответствует
рекомендован
ному
профилю
Освоение
учащимися
существующи
х
норм
морали,
национальны
х традиций,
традиций
этноса

Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
свидетельству
ет
о
патриотическ
их чувствах
учащегося,
его интересе к
культуре
и
истории
своего
народа,
ценностям
семьи и брака
и др.

проекты, тематика
которых
соответствует
рекомендованному
профилю обучения
Количество
Опрос
учащихся,
демонстрирующих
освоение
содержания
понятий:
ценностная
ориентация,нормы
морали,
национальная
и
этническая
идентичность,
семья, брак и др.
Количество
Статистическ
учащихся,
ий учет
имеющих
завершенные
и
презентованные
проекты, тематика
которых
свидетельствует о
патриотических
чувствах
учащегося,
его
интересе
к
культуре и истории
своего народа

Ежегодно,
в
конце
учебного года

Ежегодно,
в
конце
учебного года

Оценка предметных результатов по 10 бальной шкале
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
темы
1

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Введение.

всего

теоретичес
кие
занятия

практические занятия

8

5

3

формы контроля

Поисковое движение.
1.1
1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

2
2.1

2.2

2.3

2.4

Я и окружающий мир. Тест на
определение
Познаю
себя.
Тест
на
определение
«уровня
самооценки» и «Акцентуации
характера»Входной контроль.
«Человек-личностьповедение». Психологические
особенности
личности.
Упражнение «Визитка», «Свет
мой, зеркальце, скажи»
Я и мы. Учимся отстаивать
свое мнение. Кто Я?, «Я-как я
себя вижу, и «Я-глазами
других», Упражнение «Круг и
Я», «Познаю себя».
История поискового движения
в России и мире.

1

0,5

0,5

Диагностика

1

0,5

0,5

Занятие
элементами
тренинга

с

1

0,5

0,5

Занятие
элементами
тренинга

с

1

0,5

0,5

Занятие
элементами
тренинга

с

1

1

фронтальный
(устный) опрос

Особенности и условия
поисковой работы в
Республике Бурятия.
Поисковый отряд «Рысь» РБ

1

1

тематические
таблицы

1

1

опережающие
задания

Экскурсия в школьный музей.
Экспонаты поискового отряда
«Рысь» в музее школы №18.
Раздел 2. Основы историкоархивной работы.
Теория и практика архивного
дела. Предмет и основные
понятия архивоведения.
Организация документов
Архивного Фонда Российской
Федерации
Учетные документы архивов.
Научно-справочный аппарат
архивов. Поиск и
использование документов.
Атрибутация и некоторые
вопросы использования
архивных документов.
Архив газеты «Судьба» (работа
в архиве)
Создание
литературномузыкальной
композиции
«Живая летопись войны» по

1

1

отчет об учебной
экскурсии

17

3

1

1

тематические
таблицы

1

1

опережающие
задания

1

1

опережающие
задания;

8

14

8

фронтальный
(устный) опрос

материалам архива газеты
«Судьба»(проведение события
с приглашением детей войны,
бывших узников фашистских
концлагерей).
2.5

3
3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6
3.7
3.8

4.

Государственный архив РБ
(работа в архиве по
предварительной заявке)
Раздел 3. Основы поисковоисследовательской работы.
Что такое учебноисследовательская
деятельность. Методы
исследований по истории.
Работа с различными
источниками информации.
Краеведение как наука.
Основные направления
изучения родного края.
Этапы исследовательской
деятельности по истории
России, краеведению.
Структура исследовательской
работы по истории.
Объект и предмет
исследования. Выбор темы и
обоснование ее актуальности.
Понятие о целях и задачах
исследования.
Гипотеза
в
исследовании.
Организация исследования.
Информация и ее виды. Сбор
информации. Обобщение
информации.
Работа над основной частью
исследования.
Оформление результатов
исследования
Научно-практическая
конференция. Защита
исследования.
Раздел 4. Поисковая работа в
экскурсоводческой
деятельности.

6

6

отчет об учебной
работе

19

10

9

2

1

1

отчет об учебной
работе

2

1

1

отчет об учебной
работе

5

4

1

отчет об учебной
работе

2

1

1

отчет об учебной
работе

2

1

1

отчет об учебной
работе

2

1

1

отчет об учебной
работе

2

1

1

отчет об учебной
работе

2

зачет

2

15

3

12

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5
4.6

4.7

4.8

4.9

5.
5.1

Сущность, признаки и
классификации экскурсий.
Методика подготовки и
проведения экскурсий.
Создание экскурсионных
текстов.
Тематическая экскурсия и
особенности её проведения.
Построение композиции
экскурсии на разных примерах.
Туристические комплексы
Бурятии и приоритетные
направления для экскурсий.
Памятники Улан-Удэ и их
место в проведении экскурсии.
Принцип проведения
экскурсии по памятникам
архитектуры.
Тренинг по речевой культуре и
ораторскому искусству,
навыкам работы с
микрофоном, Имидж, стиль
экскурсовода.
Экскурсия в краеведческий
музей, музей истории Бурятии

1

1

2

1

1

1

Создание
электронного
каталога книг, переданных
Благотворительным фондом и
редакцией газеты «Судьба»,
школьной библиотеке, музею
на сайте МАОУ «СОШ №18».
Создание музейной экспозиции
(в музее МАОУ «СОШ №18»)
из архивных материалов газеты
«Судьба».
Создание презентации книг
(библиотеки
«Судьбы»)
воспоминаний
участников
войны, узников концлагерей,
переданных
Благотворительным фондом и
редакцией газеты «Судьба»,
школьной библиотеке, музею.
Разработка оригинального
экскурсионного маршрута.
Проведение экскурсии.
Раздел 5. Основы создания
школьной газеты
Журналистика. Содержание и
форма газеты.

отчет об учебной
работе

1

Тест

отчет об учебной
работе

1

1

отчет об учебной
работе

2

2

Зачет

1

1

отчет об учебной
работе

1

1

отчет об учебной
работе

1

1

отчет об учебной
работе

5

5

оригинальный
экскурсионный
маршрут

13

4

1

1

9
фронтальный
(устный) опрос

5.2

Оформление газеты.
Иллюстрации в газете.

2

1

1

5.3

Способы объединения
материалов в газете.

2

1

1

5.4

Верстка газеты. Экскурсия в
редакцию газеты «Судьба»
Создание газет по материалам
архива
газеты
«Судьба».
Передача редакции газеты
«Судьба»
готовых
газет
«Школы юного поисковика»
для публикации.
ИТОГО

8

1

7

72

25

47

результат
практической
работы
результат
практической
работы
Газета

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММ
Введение
История поискового движения в России и мире.
Особенности и условия поисковой работы, виды деятельности поискового движения
в Республике Бурятия, его результативность. Поисковый отряд «Рысь». Оборудование
поисковых отрядов. Что такое Вахта Памяти. Организация жизни и работы в полевых
условиях во время Вахты Памяти
Практические занятия.Экскурсия в музей МАОУ «СОШ №18», знакомство с
экспонатами, переданными музею поисковым отрядом «Рысь», условиями хранения,
учетом.
Основы историко-архивной работы
Теория и практика архивного дела.
Предмет и основные понятия архивоведения. Организация документов Архивного
Фонда Российской Федерации. Учетные документы архивов. Научно-справочный аппарат
архивов. Поиск и использование документов. Атрибутация и некоторые вопросы
использования архивных документов.
Практические занятия в архиве газеты «Судьба», экскурсия в архив РБ
Создание литературно-музыкальной композиции «Живая летопись войны» по материалам
архива газеты «Судьба»(проведение события с приглашением детей войны, бывших
узников фашистских концлагерей).
Основы поисково-исследовательской работы
Что такое учебно-исследовательская деятельность. Факты и их интерпретация.
Критерий истины. Доказательства. Научные теории.
Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Сравнительный анализ.
Обобщение, доказательство и опровержение, определение и решение проблем. Методы
научных исследований по истории: полевые археологические и этнографические

наблюдения, топонимическое, картографическое, фольклорное, статистическое
исследование.
Краеведение как наука.
Основные направления изучения родного края: историко – краеведческое, туристко краеведческое, архитектурно – краеведческое.
Основыродоведения (генеалогии, геральдики).
Этапы
исследовательской
деятельности
учащихся.
Основные
направления формирование навыков исследовательской работы:проблемнореферативный, аналитико-систематизирующий, проектно-поисковый.
Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат,
рецензия, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к
содержанию.
Работа с различными источниками. Литературные источники. Принципы и приемы
работы с каталогами. Работа с архивными источниками.
Принципы составления библиографии. Правила оформления библиографических ссылок.
Практическое занятие: «Правила работы в библиографическом отделе, составление
библиографического списка литературы».
Организация учебного исследования.
Виды исследовательских работ: информационно - реферативные, проблемнореферативные, практические, опытно-экспериментальные, исследовательские. Структура
исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и
знакомство со структурой научных работ.
Практическое занятие: «Подготовить структуру своего исследования».
Выбор темы и обоснование ее актуальности и характеристика общего
состояния проблемы ко времени начала исследований. Объект и предмет исследования.
Понятие о целях и задачах исследования. Гипотеза в исследовании.
Практическое занятие: «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуальности;
формулировка цели и задач своего исследования».
Проблемы работы с источниками. Информация и ее виды. Сбор информации.
Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.
Обобщение информации. Наблюдение. Эксперимент.
Практическое занятие: «Подготовить анализ литературных источников по теме своего
исследования».
Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание
места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод.
Составление индивидуального рабочего плана. Стиль изложения материала. Знакомство с
разными стилями изложения научных работ.
Практические занятия: «Составление индивидуального рабочего плана»; «Проведение
своего исследования».
Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и
перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы
обработки информации и представления. Выводы.
Практическое занятие: «Оформление результатов своего исследования».
Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила
оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

Практическое занятие: «Оформление титульного листа, библиографических ссылок,
правила оформления приложений».
Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Подготовка
доклада об исследовании. Требования к тезисам и докладу.
Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с
предъявляемыми требованиями»; «Подготовка доклада к научно-практической
конференции». Участие в НПК школьников.
Поисковая работа в экскурсоводческой деятельности
Туристические комплексы Бурятии и приоритетные направления для экскурсий.
Памятники Улан-Удэ и их место в проведении экскурсии Сущность, признаки и
классификации экскурсий. Тематическая экскурсия и особенности её проведения.
Построение композиции экскурсии на разных примерах. Методика подготовки и
проведения экскурсий. Принцип проведения экскурсии по памятникам архитектуры
Охрана памятников и исторических мест Улан-Удэ. Тренинг по речевой культуре и
ораторскому искусству,
навыкам
работы
с микрофоном.
Имидж,
стиль
экскурсовода.Экскурсия в краеведческий музей, музей истории Бурятии.
Практические занятия:Создание экскурсионных текстов. Проведение экскурсий.
Создание электронного каталога книг, переданных Благотворительным фондом и
редакцией газеты «Судьба», школьной библиотеке, музею на сайте МАОУ «СОШ №18».
Создание музейной экспозиции (в музее МАОУ «СОШ №18») из архивных материалов
газеты «Судьба».
Создание презентации книг (библиотеки «Судьбы») воспоминаний участников войны,
узников концлагерей, переданных Благотворительным фондом и редакцией газеты
«Судьба», школьной библиотеке, музею.
Основы создания школьной газеты
Журналистика. Содержание и форма газеты. Задачи оформления газеты. Первая
страница газеты. Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила). Выделения в
тексте (шрифтовые, нешрифтовые). Иллюстрации в газете. Способы объединения материалов в газете. Технологическая схема производства газеты. Основы макетирования
газеты. Верстка газеты. Распространение газеты.
Работа в архиве Благотворительного фонда газеты «Судьба».
Практические занятия:Экскурсия в редакцию газеты «Судьба», создание газет по
материалам архива газеты «Судьба».
Публикация газеты на сайте газеты «Судьба».
Тематика исследовательских работ.
«История Великой Отечественной войны в истории семьи»
«Дети-узники фашизма»
«Вклад предприятий Б-М АССР в военно-техническое превосходство над врагом в годы
Великой Отечественной войны»
«Эвакогоспитали в Б-М АССР»
«История нашей школы в истории города и страны»
«История создания памятников культуры моего города»
«Музей истории школы»

«История газеты «Судьба»
«Город Верхнеудинск» (история возникновения, местное самоуправление, образование,
ярмарки, торговля, купечество, культура и др.)
«Общественные организации Бурятии: прошлое и настоящее» и другие по желанию
участников «Школы юного поисковика».
2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц Число

09

09

09

09

09

Время
Форма КолТема занятия
проведения занятия
во
занятия
часов
1
Я и окружающий
мир.
Тест
на
определение
1
Познаю себя. Тест на
определение «уровня
самооценки»
и
«Акцентуации
характера» Входной
контроль.
1
«Человек-личностьповедение».
Психологические
особенности
личности.
Упражнение
«Визитка»,
«Свет
мой,
зеркальце,
скажи»
1
Я и мы. Учимся
отстаивать
свое
мнение. Кто Я?, «Я как я себя вижу, и «Я
- глазами других»,
Упражнение «Круг и
Я», «Познаю себя».
1
История поискового
движения в России и
мире.

09

1

09

1

09

1

Особенности и
условия поисковой
работы в Республике
Бурятия.
Поисковый отряд
«Рысь» РБ
Экскурсия в
школьный музей.
Экспонаты

Место
проведения

10

1

10

1

10

1

10-11

8

11-12

6

01

2

поискового отряда
«Рысь» в музее
школы №18.
Теория и практика
архивного дела.
Предмет и основные
понятия
архивоведения.
Организация
документов
Архивного Фонда
Российской
Федерации
Учетные документы
архивов. Научносправочный аппарат
архивов. Поиск и
использование
документов.
Атрибутация и
некоторые вопросы
использования
архивных
документов.
Архив газеты
«Судьба» (работа в
архиве)
Создание
литературномузыкальной
композиции «Живая
летопись войны» по
материалам архива
газеты
«Судьба»
(проведение события
с
приглашением
детей
войны,
бывших
узников
фашистских
концлагерей).
Государственный
архив РБ (работа в
архиве по
предварительной
заявке)
Что такое учебноисследовательская
деятельность.
Методы
исследований по
истории. Работа с
различными

01

2

01-02

5

02

2

02

2

02

2

03

2

03

2

03

1

источниками
информации.
Краеведение как
наука. Основные
направления
изучения родного
края.
Этапы
исследовательской
деятельности по
истории России,
краеведению.
Структура
исследовательской
работы по истории.
Объект и предмет
исследования. Выбор
темы и обоснование
ее актуальности.
Понятие о целях и
задачах
исследования.
Гипотеза
в
исследовании.
Организация
исследования.
Информация и ее
виды. Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Работа над основной
частью
исследования.
Оформление
результатов
исследования
Научнопрактическая
конференция.
Защита
исследования.

Сущность, признаки
и классификации
экскурсий. Методика
подготовки и
проведения
экскурсий. Создание
экскурсионных
текстов.

03

2

03

1

04

1

04

2

04

1

04

1

04

1

Тематическая
экскурсия и
особенности её
проведения.
Построение
композиции
экскурсии на разных
примерах.
Туристические
комплексы Бурятии
и приоритетные
направления для
экскурсий.
Памятники Улан-Удэ
и их место в
проведении
экскурсии. Принцип
проведения
экскурсии по
памятникам
архитектуры.
Тренинг по речевой
культуре и
ораторскому
искусству, навыкам
работы с
микрофоном,
Имидж, стиль
экскурсовода.
Экскурсия в
краеведческий
музей, музей
истории Бурятии
Создание
электронного
каталога
книг,
переданных
Благотворительным
фондом и редакцией
газеты
«Судьба»,
школьной
библиотеке, музею
на сайте МАОУ
«СОШ №18».
Создание музейной
экспозиции (в музее
МАОУ «СОШ №18»)
из
архивных
материалов
газеты
«Судьба».
Создание
презентации
книг
(библиотеки

04

5

04

1

05

2

05

2

05

8

«Судьбы»)
воспоминаний
участников войны,
узников
концлагерей,
переданных
Благотворительным
фондом и редакцией
газеты
«Судьба»,
школьной
библиотеке, музею.
Разработка
оригинального
экскурсионного
маршрута.
Проведение
экскурсии.
Журналистика.
Содержание и форма
газеты.
Оформление газеты.
Иллюстрации в
газете.
Способы
объединения
материалов в газете.
Верстка газеты.
Экскурсия в
редакцию газеты
«Судьба»
Создание газет по
материалам архива
газеты
«Судьба».
Передача редакции
газеты
«Судьба»
готовых
газет
«Школы
юного
поисковика»
для
публикации.

III.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
И
ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методические обеспечение программы
Для реализации программы используются элементы технологий личностноориентированного обучения, проблемного обучения, ИКТ, проектной, игровой
деятельности, технологии критического мышления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,
сформулировать и решить проблему. Назову типы проектов, которые разрабатывают мои
обучающиеся:
индивидуальные,
групповые,
мини-проекты,
информационные
(презентационные), исследовательские, практико-ориентированные. При разработке
учебного проекта совместно определяем: проблему (цель), осуществляем планирование
действий, ведем поиск информации, создаем продукт, готовим презентацию, защищаем
проект. В ходе проектной деятельности формируются такие общеучебные умения и
навыки, как: поисковые (например, умение самостоятельно найти информацию, умение
устанавливать причинно-следственные связи...); умение работать в сотрудничестве;
менеджерские (например, умение проектировать процесс, изделие, принимать решение,
прогнозировать их последствия;); коммуникативные (например, умение вступать в диалог,
находить компромисс...); презентационные умения (умение уверенно держать себя во
время выступления, умение использовать различные средства наглядности при
выступлении).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная,
фронтальная.
Методы обучения:объяснения, продуктивно - творческие (эссе, слайды, стихи
собственного сочинения), дискуссионные, исследовательских и проблемных заданий,
оценки исторических процессов, явлений событий, самостоятельной работы с
историческими документами и др. Отбор методов, средств, содержания, форм обучения
нацелены на результат обучения (см. схему)

Используется
Метод casestudy.
Использование этого метода имеет ряд
преимуществ: акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение
готовым знанием, учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем,
возможность соотносить теории с реальной жизнью, у школьников развивается умение
работать в команде, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Технология критического мышления предлагает разнообразный набор приемов и
методов работы с учебным текстом. На занятиях обучающиеся создают кластеры – это
рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается
основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с

ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их
прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности. Таким
образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный
материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных
суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.
Используется прием «Осознанное чтение» (в системе критического мышления)
Отметьте знаком
+
новая информация
требуются пояснения, возникают вопросы
не согласен
готов обсудить или поспорить
интересная информация,
понятие для добавления в словарь
знал об этом раньше
Экспресс-анализ текста при работе с документами
Автор документа
Ответ
Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из
его содержания?
Что можно сказать о дате написания документа и о влиянии времени
на текст?
Где произошли события, о которых говорится в изучаемом
документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение
имеет место, в котором произошли описываемые в документе
события?
Какие факты (фактическая информация) приведены в документе?
Какие выводы можно из них извлечь?
Почему был создан документ? Каков повод для его создания?
Причины, по которым произошли описанные в документе события?
Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом
событии, к которому он относится? Как текст помог Вам лучше
понять прошлое?
Интерактивные формы позволяют вовлечь всех обучающихся в процесс познания,
совместный поиск истины, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки, развитие
осуществляется через создание воспитывающих ситуаций. Создаются условия для
инициативы детей, которые обращаются к социальному опыту – собственному и других
людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно
решать поставленные задачи, включаться в разнообразную творческую деятельность.

Использование
информационных
технологий
позволяют
реализовать
межпредметные связи; проводить предметные тестирования и диагностику; выполнять
творческие работы; формировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания,
ведя поиск и обработку информации с использованием Интернет; создавать презентации;
позволяют реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения.
Способы определения результативности программы:
№
3.

4.

5.

6.

7.

Критерии оценивания
Процентное соотношение количества учеников, занимающихся в школе юного
поисковика, работе музея к общему количеству учеников в
общеобразовательном учреждении
Процентное соотношение количества учеников, занимающихся в школе юного
поисковика, принимающих участие в воспитательных мероприятиях
патриотической направленности, проводимых школой и другими учреждениями
к общему количеству учеников в общеобразовательном учреждении
Процентное соотношение количества дел, связанных с поисковоисследовательской работой учащихся, проводимых в рамках работы
школыюного поисковика к общему количеству таких дел школы
Процентное соотношение количества учеников, принимающих участие в
научно-практических конференциях, конкурсах по истории родного края,
Отечества с использованием экспонатов музея, связанных с профилем музея к
общему количеству учеников образовательного учреждения, принимающих
участие в подобных мероприятиях
Процентное соотношение количества учеников, занимающихся в школе юного
поисковика, ставших победителями и призерами конкурсов, соревнований,
конференций разного уровня к общему количеству учеников - победителей,
призеров данного образовательного учреждения, принимающих участие в
подобных мероприятиях

%

3.2. Условия реализации программы:
материально-техническое обеспечение (характеристика помещения для занятий по
программе):
музей школы №18, 16 кв.м., четыре рекреации в школе, занятия будут проходить в
редакции газеты «Судьба», в архиве.
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы (в расчете на количество обучающихся):
ноутбук, фотоаппарат, проектор, экран, МФУ,микрофоны
- кадровое обеспечение:
Макарова Марина Александровна, учитель истории, 55л., педагогический
стаж: 27 л., высшая категория.
Синегрибов Леонид Кириллович, заслуженный работник культуры РБ, главный редактор
газеты «Судьба», журналист.
Средства обучения и воспитания (инфраструктурный лист) для реализации
общеразвивающей программы
Оборудование

Сумма (руб.)

№

Наименование

Технические характеристики,
примерная модель

1

Доска
магнитномаркерная

2

МФУ

3

Микрофоны

Доска школьная 1-но элементная
предназначена для письма
маркером. Доска изготовлена на
основе стального листа
толщиной не менее 0,5 мм, имеет
гладкую поверхность для
написания фломастером,
маркером. Подложка ДВП
толщиной не менее 7 мм,
толщина доски не менее 7,5 мм.
Доска комплектуется
алюминиевым лотком.
Крепление доски осуществляется
минимум в 2-х верхних углах
доски и опорой на профиль лотка
для принадлежностей в нижней
части доски. Обрамление из
алюминиевого профиля.
Поверхность досок позволяет
использовать магниты.
Габаритные размеры: ширина не
менее 1500 мм, высота не менее
1000 мм.
МФУ XeroxWorkCentre 6515DN
МФУ (принтер, сканер, копир,
факс), 4-цветная светодиодная
печать 28 стр/мин, макс. формат
печати A4 (210 × 297 мм)
макс. размер отпечатка: 216 ×
356 мм, цветной ЖК-дисплей
двусторонняя печать
интерфейсы Ethernet (RJ-45),
USB автоподача оригиналов при
сканировании
Микрофон обладает функцией
шумоподавления. Тип
микрофона - электретный и
всенаправленный. Подключение
проводное. Кнопка отключения
микрофона. Длина кабеля ме
менее 1,5 м. Интерфейс
подключения USB.

Краткое
описание
применени
я
Дляпровед
ение
учебных
занятий

Кол
ичес
тво

Цена
(руб.)

Общая
сумма
(руб.)

1

6 664,00

6 664,00

Дляпровед
ение
учебных
занятий

1

34 299,0
0

34 299,00

Дляпровед
ение
учебных
занятий,
выставок

5

2 160,00

10 800,00

4

Ноутбук

5

Диктофон

Диагональ экрана не менее 15
дюймов. Разрешение экрана не
менее 1366x768 пикселей.
Должен быть оснащен
процессором с тактовой частотой
не менее 2 ГГц, который должен
иметь не менее 2
вычислительных ядер. Объем
оперативной памяти не менее 4
Гб. Тип оперативной памяти DDR4 или более поздняя версия.
Должен иметь не менее одного
носителя информации,
предназначенного для записи и
хранения данных. Тип носителя
информации: HDD и/или SSD.
Носитель информации HDD
должен иметь объем не менее
500 Гб, а носитель информации
SDD должен иметь объем не
менее 128 Гб (в случае
применения). Должен иметь
интегрированную видеокарту с
выделяемым объемом памяти не
более 1,7 Гб, встроенную
сетевую карту с максимальной
скоростью передачи данных не
менее 100 Мбит/cек. Должна
быть встроенная веб-камера.
Предустановленная
операционная система
Windows10 (язык продукта:
русский) (эквивалент не
предусмотрен в соответствии с п.
1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ
ввиду необходимости
обеспечения взаимодействия с
используемыми заказчиком
товарами).
Количество каналов записи - не
менее 1. Объем встроенной
памяти - не менее 4 Гб. ЖКдисплей. Поддержка аудиоформатов MP3, MA. Встроенный
динамик. Использование в
качестве флэш-накопителя.
Формат записи - MP3. Функция
активизации по голосу.
Подключение к компьютеру с
помощью интерфейса USB.
Выход на наушники. Индикатор
заряда батареи. Индикатор
оставшегося времени.

Дляпровед
ение
учебных
занятий,
выставок

7

46
743,00

327
201,00

5,00

3 375,00

16 875,00

6

Мышь
проводная
A4TechX710BK

Компьютерная фурнитура

7

Проектор+экр
ан

Проектор.
Проектор должен
соответствовать требованиям:
Тип технологии проецирования DLP. Разрешение не менее
1024x768 пикселей. Срок службы
лампы в стандартном режиме не
менее 5000 часов. Срок службы
лампы в экономичном режиме не
менее 700 часов. Диапазон
поддерживаемого расстояния
проекции не менее: 1,5 - 11 м.
Контрастность не менее 15000:1.
Световой поток не менее 3500
люмен. Функция сдвига
объектива проектора.
Необходима возможность
коррекции трапецеидальных
искажений. Уровень шума в
экономичном режиме не более 30
дБ. Разъемы: VGA не менее 3
шт., HDMI не менее 2 шт.,
композитный, аудио разъемы
(minijack), RS-232. Размеры
(ШxГxВ) не более: 332x243x107
мм. Вес не более 2,6 кг.
Кронштейн для проектора.
Потолочный кронштейн должен
иметь телескопическую штангу.
Минимальная длина штанги не
более 850 мм. Максимальная
длина штанги не менее 1200 мм.
Максимальная нагрузка на
крепление не менее 20 кг.
Возможность регулировки
наклона. Должен быть кабельканал для скрытой проводки.
Экран для проектора.
Тип экрана - ручным
управлением. Формат экрана 4:3.
Размер полотна (ДxВ): не менее
206x159 см. Размеры рабочей
поверхности (ДxВ): не менее
200x150 см. Угол обзора не
менее 160 градусов. Вес экрана
не более 10 кг.

Дляпровед
ение
учебных
занятий,
выставок
Дляпровед
ение
занятий,
выставок

1

1 299,00

1 299,00

1

57 420,0
0

57 420,00

8

Звуковые
колонки

Акустическая система должна
иметь не менее 2 колонок с
общей мощностью
воспроизведения звука не менее
6 Вт. Регулятор громкости.
Материал корпуса колонок МДФ. Питание от сети 220 В или
USB.

Дляпровед
ение
учебных
занятий,
выставок

7

1

Шкаф для
демонстрации
коллекций
(экспонатов)

Итого

21 000,00

475 558,0
0
Сумма (руб.)

ИТОГО
№ Наименование

3 000,00

Технические
характеристики,
примерная модель
Шкаф предназначен для
хранения учебных и
демонстрационных
пособий. Конструкцией
шкафа должны быть
предусмотрены две
секции, верхняя закрытая
со стеклом, имеет две
полки на
полкодержателях, нижняя
закрытая, в наличии полка
на полкодержателях.
Шкаф должен быть
изготовлен из ЛДСП
толщиной не менее 16 мм,
с пониженным
содержанием
формальдегидных смол
класса эмиссии Е1. Шкаф
должен быть снабжен
регулируемыми опорами,
позволяющими
компенсировать
неровности пола.
Маркировка изделия и
упаковки в соответствии с
ГОСТ22046-2002.

Краткое
описание
применения
для
организации
выставок,
демонстрации
экспонатов

Коли
честв
о
7

Цена
(руб.)
9 750,0
0

Общая
сумма
(руб.)
68 250,00

68 250,00
Итого по программе 543 808,00

3.3. Список литературы
Методическая литература для педагога:
1. Ваганова В.И. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников.
Методическое пособие для учителей.-Улан-Удэ, 2014
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2015.

3. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: [Учебное пособие] /
С.Ю. Кабашов, И.Г. Асфандиярова. М.: Изд-во Флинта; Наука, 2009. 296 с.
4. Добрина Н. А. Экскурсоведение. Учебное пособие. Издательство Флинта, 2013
5. Жукова М.П. Экспертиза ценности документов и комплектование архивов (вчера,
сегодня, завтра) / М.П.Жукова // Отечественные архивы. 2004. № 4. С. 37-45.
6. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2001.Научнометодический журнал «Классный руководитель», №5, 1997г., Москва.
7. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №4, 2007г., Москва.
8. Малышева С.Ю. Основы архивоведения: Учебное пособие / С.Ю.Малышева. Казань:
Татарское Республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2002. 160 с.
9. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности
настоящего / О.М.Медушевская // Отечественные архивы.1995. № 2. С. 9-13.
10. Основы творческой деятельности журналиста. / Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.,
2000.
11. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова //
Учитель. – 2003. №5
12. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
13. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В.
Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 1-2
14. Шепелев Л.И. Работа исследователя с архивными документами /Л.И.Шепелев. М.-Л.:
Наука, 1966. 127 с.
15. Портал школьной прессы - http://portal.lgo.ru/
16.Стенгазета. Всё для школьного издательства - http://1sg.ru/
Дополнительная литература:
1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. Елена Вовк. - Школьная
стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в - БШ1 Nol3, 15, 16. 2004 год
2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ,
1995.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1981
Литература для учащихся:
1.Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин,- М.,
2001.
2. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы –
Л.: Ленуприздат, 2013
3. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и
оформлению исследования. Томск, 2015
4.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.
Занимательная стилистика. - М ., 1988.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».