1 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………..……3 Учебно-тематический план………………………………………..…………….8 Содержание учебного плана……………………………………………………10 Ресурсы, необходимые для реализации программы………………….….…..17 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы………………………………………………………………….……18 Библиографический список……………………………………………………..24 2 Пояснительная записка Актуальность программы. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Я – медиатор» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письма Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»); Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013г. №240-V «Об образовании в Республики Бурятия»; Концепции развития дополнительного образования детей в 3 Республике Бурятия утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24 августа 2015г. № 512-р; Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2017г. № 285р; Муниципальной программы «Развитие образования г. Улан-Удэ» на период 2020 - 2025 годы (подпрограмма «Дополнительное образование и социализация детей») утвержденной Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 28 ноября 2019г. №366; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии № 2578 от 27 апреля 2016г. МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность; Положения о дополнительных общеобразовательных рассмотрения утверждения и МБУ программах, ДО «Центр порядке их диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ. Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному». Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение. Однако реализация принципа «равный – равному» в условиях 4 службы медиации в образовательном учреждении предполагает необходимость решения задачи подготовки медиаторов из числа учащихся. Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков. Овладение сверстников методом позволяют школьной каждому медиации, подростку участие в реализовать группах себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных программ. Медиацию можно рассматривать как одну из форм социальнопсихологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах и тяжелых жизненных ситуациях. Новизна программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции. Направленность программы. Программа «Я – медиатор» направлена на подготовку учащихся подросткового возраста к деятельности в школьной службе медиации, относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-психологической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций. Цель программы: психологической повышение компетентности стратегий поведения в коммуникативной подростков, конфликте, и социально- расширение диапазона формирование умения находить 5 оптимальные пути разрешения конфликтов. Задачи программы Обучающие задачи: познакомить с базовыми основами конфликтологии; обучить навыкам конструктивного решения конфликтов; обучить навыкам ведения переговорного процесса и медиации; дать знания в области эффективной коммуникации; познакомить с профессиями в сфере психологии, конфликтологии; Развивающие задачи: расширить возможности подростков в самопознании и саморазвитии; пробудить интерес к конфликтологии; развивать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; расширить диапазон используемых стратегий поведения в конфликте; Воспитательные задачи: Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, взаимопомощь; способствовать формированию умения оценивать свое поведение; мотивировать обучающихся к осознанному выбору будущей профессии; способствовать формированию коммуникативных компетентностей. Целевая группа: обучающиеся в возрасте 14 – 17 лет. Сроки реализации программы: 72 часа. Формы занятий: Аудиторные лекционные, занятия (лекции и практические, тренинговые тренинги), самостоятельная занятия. (проективная деятельность). Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Ожидаемые результаты: В ходе подготовки по программе «Я - медиатор» обучающиеся смогут: работа 6 сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов; конструктивно разрешать конфликтные ситуации; самореализоваться в социально-значимой деятельности; освоить навыки работы в команде; научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации; принять ценности восстановительного подхода; повысить коммуникативную культуру. Способы определения результативности. Достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено: 1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы; 2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов; 3. на основе объективной оценки с использованием контрольнооценочных материалов. Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению. 7 Учебно-тематический план № п/п Название темы Количество часов Теория 1 Вводное занятие, знакомство с группой. Раздел 1. Психология общения Практика 1 11 Всего 1 13 Формы аттестации/ контроля 2 Наблюдение 24 1.1 Общение и его роль в жизни человека. Функции общения. 2 2 4 Занятие с элементами тренинга 1.2 Вербальные и невербальные средства общения 0,5 1,5 2 Занятие с элементами тренинга 1.3 Барьеры общения 0,5 1,5 2 1.4 Механизмы межличностного восприятия 2 2 1.5 Фильтры слушания и искажение информации 2 2 4 1.6 Активное слушание 2 2 4 1.7 «Я-сообщения» как способ эффективной коммуникации 2 2 Раздел 2. Медиация как способ урегулирования конфликтов 2.1 Понятие конфликта, виды конфликтов 19 27 Занятие с элементами тренинга 4 Занятие с элементами тренинга Занятие с элементами тренинга Занятие с элементами тренинга 4 Занятие с элементами тренинга 46 2 2 4 2.2 Структура конфликта 2 2 4 2.3 Динамика конфликта 2 2 Занятие с элементами тренинга Занятие с элементами тренинга 4 Занятие с элементами тренинга 8 2 2 4 Занятие с элементами тренинга 2 2 4 Занятие с элементами тренинга 0,5 1,5 2 2.7 Схема анализа конфликта при проведении медиации 2 2 2.8 Этапы медиации. Вступительное слово медиатора и установление правил 2 2 4 Занятие с элементами тренинга 2.9 Этапы медиации. Высказывание сторон и определение позиций и интересов 2 2 4 Занятие с элементами тренинга 2 2 4 Занятие с элементами тренинга 0,5 1,5 2 Занятие с элементами тренинга 6 6 Занятие с элементами тренинга 2.4 Стратегии конфликте поведения в 2.5 Медиация и посредничество в урегулировании конфликтов 2.6 Принципы медиации 2.10 Этапы медиации. Предложение сторон по урегулированию конфликта, выработка решения. 2.11 Этапы медиации. Составление контракта. Постмедиация. 2.12 Практика ведения процедуры медиации: Разбор кейсов, отработка навыков. Итого 31 41 Занятие с элементами тренинга 4 Занятие с элементами тренинга 72 9 Содержание учебного плана Программа основывается на принципе поэтапности, каждый последующий этап логически связан с предыдущим и направлен на закрепление достигнутого и его последующее развитие на следующем этапе. В содержание программы вошли следующие разделы: 1. Психология общения 2. Медиация как способ урегулирования конфликтов 1. Вводное занятие, знакомство с группой. Цель: формирование мотивации на посещение и работу в рамках курса; краткое знакомство с основными темами курса. Ход занятия: Знакомство с группой. Определение правил ведения занятий и поведения в группе. Освещение целей и краткого содержания курса. Упражнение «Человек на стуле», целью которого является знакомство через рассказ каждого участника о себе в третьем лице. Завершения занятия, рефлексия, выводы. Раздел 1. Психология общения 1.1 Общение и его роль в жизни человека. Функции общения. Цель: Знакомство с основами психологии общения. Ход занятия: Групповая дискуссия на тему общения (раскрытие участниками роли общения в жизни людей, проблем, возникающих при общении и т.д.). Мини-лекция «Психология общения» (роль общения в жизни человека; функции, виды, средства, каналы общения). Тестирование участников с помощью методики «Оценка уровня общительности». Работа в группах: участники делятся на мини-группы, каждая минигруппа выбирает тему и готовит презентацию, в которой раскрывает какуюлибо сторону или функцию общения. Другие участники оценивают выступление и при необходимости дополняют выступающую группу. 10 Завершение занятие, подведение итогов, выводы. 1.2 Вербальные и невербальные средства общения Цель: расширение представлений участников о приёмах общения. Ход занятия: Мини-лекция «Вербальная и невербальная сторона общения». Упражнение «Алфавит», выполняя которое, участники отрабатывают и закрепляют навыки произнесения эмоционально окрашенной речи, учатся понимать невербальные компоненты речи. Упражнение «Восточный базар», целью которого является отработка навыков сочетания вербальных и невербальных сторон общения для повышения эффективности коммуникации. Завершение занятия, подведение итогов. 1.3 Барьеры общения Цель: знакомство с трудностями, возникающими в общении и способами их преодоления. Ход занятия: Групповая дискуссия «Что мешает нам общаться?» Лекция «Барьеры в общении». Обобщение результатов дискуссии и лекционной информации. Мозговой штурм «Общайся легко» Тренинг развития коммуникативных навыков. Завершение занятия, подведение итогов. 1.4 Механизмы межличностного восприятия Цель: сформировать представление о механизмах межличностного восприятия, выработать навыки эффективной самопрезентации, сформировать навыки более гибкого межличностного восприятия. Ход занятия: Лекция «Механизмы межличностного восприятия» (процесс восприятия в психологии, роль первого впечатления, эффект ореола, каузальная атрибуция, установка). 11 Упражнение «Ладошка», помогающее находить положительные качества в других людях. Упражнение «Мой сосед слева», направленное на развитие раскрытия положительных сторон в собеседнике Упражнение «Это я!» направленное на выработку умений производить положительное впечатление. Завершение занятия, подведение итогов. 1.5 Фильтры слушания и искажение информации Цель: знакомство с особенностями восприятия информации Ход занятия: Групповая дискуссия «Что мешает мне понять услышанное?» Мини лекция «Фильтры слушания» Упражнение «Вера Коркина», направленное на выявление фильтров слушания. Упражнение «Смотрим в книгу…», направленное на выявление механизмов искажения информации Завершение занятия, подведение итогов. 1.6 Активное слушание Цель: знакомство с понятием активного слушания, выработка навыков активного слушания. Ход занятия: Упражнение «Маша и медведь», направленное на развитие навыков слушания и обдумывания полученной информации. Лекция «Активное слушание». Упражнение «Нерефлексивное слушание» Тест «Умеете ли слушать» Завершение занятия, подведение итогов. 1.7 «Я-высказывания» как способ эффективной коммуникации Цель: Обучение эффективной коммуникации с помощью приёма «явысказывание» 12 Ход занятия: Лекция «Что такое я высакзывания?» Практическая отработка коммуникации с помощью «я-высказываний» Упражнение «Пойми меня правильно». Завершение занятия, подведение итогов. Раздел 2. Медиация как способ урегулирования конфликтов 2.1 Понятие конфликта, виды конфликтов. Цель: знакомство участников с понятием «конфликт». Ход занятия: Упражнение «Ассоциации» в котором участники называют свои ассоциации с понятием «конфликт» Групповая дискуссия на тему «Конфликты в жизни людей» Мини-лекция «Конфликты: основные понятия и виды» Упражнение «Подарок», направленное на выявление и обсуждение причин возникновения конфликтов. Завершение занятия, подведение итогов. 2.2 Структура конфликта Цель: сформировать представление о структурной композиции конфликта Ход занятия: Групповая дискуссия «Что приводит к конфликту» Лекция «Формула конфликта» Упражнение «Мы – эксперты», направленное на осознание и выявление основных конфликтов в жизни школьников. Упражнение «Причины конфликта: снаружи и внутри», направленное на осознание факторов, влияющих на возникновение конфликта. Завершение занятия, подведение итогов. 2.3 Динамика конфликта Цель: знакомство с тем как протекает конфликт, с его основными фазами и этапами. Ход занятия: 13 Групповая дискуссия «Как развивается и завершается конфликт» Лекция «Динамика конфликта». Отработка навыка распознавания конфликтных ситуаций. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении и конфликтах. Анализ структуры и динамики конфликта. Разбор конфликта (учебный случай), групповая дискуссия. В ходе работы ребята называют источники конфликта: вещи, отношения, друзья, нарушение договоренностей и пр. Далее проводится обсуждение границ полномочий ребят в самостоятельном урегулировании конфликта. Завершение занятия, подведение итогов. 2.4 Стратегии поведения в конфликте Цель: сформировать представление о стратегиях поведения в конфликте, выработать навыки конструктивных поведенческих стратегий. Ход занятия: Групповая дискуссия «Как люди ведут себя в конфликтах и чем это заканчивается» Тестирование на выявление стратегии поведения в конфликте. Лекция «Стратегии поведения в конфликте» (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Упражнение «Достойный ответ», направленное на выработку навыков конструктивного поведения в конфликте. Завершения занятия, подведение итогов. 2.5 Медиация и посредничество в урегулировании конфликтов Цель: сформировать представление о медиативном процессе. Ход занятия: Упражнение «Википедия» (4 части), выполняя которое участники должны дать определение понятию «посредник», его функциям, личностным и профессиональным качествам, обобщить собранную информацию. Лекция «Медиация и посредничество в конфликтах» Завершение занятия, подведение итогов. 14 2.6 Принципы медиации Цель: знакомство нормативными основами медиации. Ход занятия: Упражнение «Ассоциации», в которм участники называют свои ассоциации связанные с процессом медиации с учётом того, что они узнали в ходе освоения программы. Групповая дискуссия «Медиация» Групповая дискуссия «Большой секрет» Групповая дискуссия «Беспристрастность и нейтральность» Групповая дискуссия «Добровольность» Подведение итогов занятия. 2.7 Схема анализа конфликта при проведении медиации Цель: научить анализировать конфликт, его составляющие и возможные пути разрешения. Ход занятия: Разбор конфликтных ситуаций в которых участники выявляют предмет конфликта, восприятие конфликта сторонами, позиции и мотивы сторон, чувства сторон, интересы сторон, возможные пути разрешения. Подведение итогов, завершение занятия. 2.8 Этапы медиации. Вступительное слово медиатора и установление правил Цель: изучение основных этапов медиации и особенностей вступительного слова. Ход занятия: Мини-ликция «Этапы медиации. Вступительное слово» Упражнение «Вступительное слово медиатора», выполняя которое каждый участник индивидуально формулирует вступительную речь и произносит её перед группой. Завершение занятия, подведение итогов. 15 2.9 Этапы медиации. Высказывание сторон и определение позиций и интересов Цель: изучение особенностей этапа, в котором стороны высказывают свои позиции. Ход занятия: Лекция «Презентация сторон» Упражнение-практикум «Презентация сторон». Завершение занятия, подведение итогов. 2.10 Этапы медиации. Предложение сторон по урегулированию конфликта, выработка решения. Цель: изучение особенностей этапа, в котором стороны предлагают свои решения по урегулированию конфликта. Ход занятия: Мини-лекция «Предложения сторон по урегулированию конфликта» Упражнение-практикум «Дискуссия сторон» Завершение занятия, подведение итогов. 2.11 Этапы медиации. Составление контракта. Постмедиация. Цель: изучение особенностей этапа, в котором стороны подписывают контракт, а особенности постмедиативного сопровождения сторон. Ход занятия: Мини-лекция «Завершающий этап медиации» Упражнение-практикум «Медиативный контракт» Групповая дискуссия «Постмедиация». 2.12 Практика ведения процедуры медиации: Разбор кейсов, отработка навыков. Цель: закрепление и практическая отработка приобретённых в ходе освоения программы. навыков и знаний 16 Ход занятий: На протяжении занятий участники разбирают ситуационные задачи, моделируют все этапы медиативного процесса, пробуют себя в роли медиатора. Ресурсы, необходимые для реализации программы Кадровое обеспечение Программу реализует педагог-психолог или специалист школьной службы медиации владеющий современными психолого-педагогическими технологиями, знающий особенности развития подросткового возраста. Специалист должен уметь занимать позицию значимого взрослого, наставника, тренера, который управляет дискуссией, следит за ходом практической работы, активизирует и побуждает обучающихся к активной деятельности, проявлению фантазии и нестандартным идеям. Материально-техническое обеспечение условий реализации прогаммы 1. Кабинет с возможностью организации тренингового режима (стулья покругу, отсутствие препятствий для открытого общения). 2. Флипчарт или доска для записи. 3. Маркеры и бейджи по числу участников. 4. Печатный материал к занятиям (при необходимости). Дидактический материал 1. Комплект разработанных заданий по конфликтологии и медиации. 2. Бланки для пополнения индивидуальных карт с тестовыми материалами. Сферы ответственности и обеспечение прав участников программы: - Согласие родителей на участие их детей в программе; - Соблюдение Конвенции о правах ребенка; 17 - Соблюдение законов РФ; - Ведущий несет ответственность за психологическую атмосферу, приемы и техники, используемые на занятиях. Требуется соблюдение этического кодекса и принципов медиации, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Методика Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации Авторы К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н.В. Гришиной) Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной коммуникативных особенностей для изучения личности, адаптационных стиля и межличностного взаимодействия. Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, еѐ эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможный способах разрешения конфликтной ситуации. По мнению К. Томаса и Р. Килмана, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: 18 а) конфронтация (соревнование, соперничество), которое выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека; б) приспособление (уступчивость), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого; в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок; г) уклонение (уход, игнорирование), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Текст опросника Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее. 1. А. Иногда я предоставляю возможность ответственность за решение спорного вопроса. другим взять на себя В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 19 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 20 В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. 21 В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность ответственность за решение спорного вопроса. другим взять на себя 24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. 22 В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха. Ключ к опроснику 1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А. 2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ. 23 3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А. 4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В. 5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А. Обработка результатов В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, представление о набранных индивидом выраженности у него по каждой шкале, дает тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Библиографический список 1. Асмолов А.Г. Медиация и сила слабых связей // Медиация и право. 2016. N 3. С. 44–48. 2. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М. С. Бойко [и др.];под общ. ред. С.В. Лабода. Минск: Медисонт, 2011. 316 с. 3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / перевод с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 226 с. 4. Володина, С.И. Основы правовых знаний / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, В.В. Спасская. – М.: Московский городской фонд поддержкишкольного книгоиздания, 2002. 5. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Работа с трудными случаями (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебноправовая реформа», 2018. – 142 с. 6. Гутников, А. Живое право. Книга для преподавателя / А. Гутников, 24 В. Пронькин. – СПб., 2000. 7. Джулиман Э., Юрт Л. Стройте мосты, не стены: методическое пособие для некоммерческих организаций, занимающихся вопросами правового просвещения. Архангельск: АРОО «Рассвет», 2010. 447 с. 8. Зернова Г.П. Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике // История и педагогикаестествознания. 2017. N 1. С. 25–32. 9. Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. 96 с. 10. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться. Москва. 1998 11. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб.: Речь, 2007. 224 с. 12. Паркинсон, Л. Семейная медиация / Л. Паркинсон. – М. : Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 420 с. 13. Пиз Аллан. Язык телодвижений. М.: Эксмо, 2006. 272 с. 14. Прайнис К, Стюарт Б., Уэйдж У. Круги примирения: от преступления к сообществу / Пер. с англ. Н.С. Силкиной под редакцией Р.Р Максудова, Л.М. Карнозовой, Н В. Путинцевой – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. 15. Психология, 7 класс: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. 2е изд., испр. и доп. М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 248 с. 16. Стандарты восстановительной восстановительной юстиции. медиации. Концепция \\ и Вестник практика восстановительной медиации. Выпуск 7. –М.: Центр «СПР». 2010. 17. Федотова Е.П., Серякина А.В., Маркина Т.А. Региональная модель школьных служб медиации: учебно-методическое пособие. Саратов: 25 ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. 96 с. Интернет-ресурсы 1. www.школьные-службы-примирения.рф – сайт школьных служб примирения 2. www.службы-медиации.рф – школьным службам примирения видиотека материалов по