Отчет о результатах самообследования 2021

Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ
(далее – Центр), оценивание его деятельности, направленное на развитие и
совершенствование образовательной среды.
I. Общие сведения об учреждении
Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.
Сокращенное название: МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ.
Адрес: 670034, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Хахалова, 8.
Телефон/ факс: 8(3012)55-38-17
Адрес электронной почты: psy-center@list.ru
Официальный сайт: http://tsdik.buryatschool.ru
Учредитель: муниципальное образование городской округ «город Улан-Удэ»
Центр основан в 1993 году как муниципальное учреждение дополнительного
образования детей «Центр психологической службы» в соответствии с постановлением
Администрации г. Улан-Удэ №20/47 от 29.06.1992 и приказом Городского управления
образования № 781 от 23.10.1993 для оказания психологической помощи учащимся и их
родителям, а так же оказания методической помощи школьным психологам и
образовательным службам города. В 2003 году согласно приказу Городского управления
образования №35 от 15.01.2003г. учреждение преобразовано в муниципальное
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования». Во исполнение
постановления Администрации г. Улан-Удэ №107 от 03.03.2011 переименовано в
муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Улан-Удэ для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр
диагностики и консультирования». На основании распоряжения Администрации г. УланУдэ №1486-р от 19.10.2015 и приказа Комитета по образованию г. Улан-Удэ №1127 от
19.10.2015 учреждение переименовано в муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.
Система управления Центра
Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Уставом Центра и строится на принципах единоначалия и
самоуправления. Непосредственное руководство и управление Центром осуществляет
директор.
В соответствии с Уставом формами самоуправления Центра являются:
- общее собрание работников,
- управляющий совет.

II. Концептуальная модель учреждения
Деятельность Центра регламентируется разработанным и утвержденным Уставом,
лицензией, паспортом муниципальной услуги и другими необходимыми нормативноправовыми документами.
Характеристика контингента получателей услуг
Основным контингентом обращающихся за помощью в Центр граждан
являются: дети, подростки, обучающиеся начальной, основной, средней школы, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья, подвергшиеся насилию и жестокому
обращению, с суицидальными намерениями и совершившие суицид, испытывающие
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; несовершеннолетние,
признанные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством,
подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся
потерпевшими или свидетелями преступления; родители (законные представители);
педагоги.
Основной целью деятельности Центра является оказание психологопедагогической помощи детям и подросткам, имеющим трудности в учебновоспитательном процессе, содействие полноценному, своевременному и гармоничному
развитию личности ребенка на каждом возрастном этапе, формирование у них
способности к самовоспитанию и саморазвитию; их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам по вопросам развития, воспитания и
образования детей.
Приоритетными задачами деятельности Центра являются:
1. осуществление профессиональной деятельности по основным направлениям
практической психологии: просвещение, диагностика, консультирование,
коррекция, реабилитация;
2. повышение
психологической
защищенности
детей
и
подростков
общеобразовательных школ города;
3. повышение социально-психологической компетенции педагогов и родителей;
4. оказание профессиональной методической помощи психологическим службам
образовательных учреждений;
5. внедрение инновационных технологий в практическую деятельность центра
диагностики и консультирования;
6. повышение эффективности психолого-педагогической помощи образовательным
учреждениям через обучение педагогов работе с детьми по превентивным
программам, включающим инновационные психолого-педагогические технологии.
7. совершенствование и расширение сферы профессиональной деятельности по
оказанию психолого-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и
развития личности ребенка;
8. проведение психологических мониторингов, прогностических и экспертных
исследований психологических параметров образовательных учреждений;
9. повышение качества образовательных услуг.

Развивая процесс психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка,
мы опираемся на следующие концептуальные положения:
1. Естественное развитие личности ребёнка первично. Ребёнок - не только объект
психолого-педагогического воздействия в процессе коррекционной работы, а, в
первую очередь, активный субъект взаимодействия с родителями, учителями,
психологом в ходе реализации коррекционно-развивающей программы;
2. Осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми. В
процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения
неослабевающее внимание должно уделяться влиянию различных факторов среды
на развитие и социализацию подростка;
3. Комплексный подход к решению задач профилактики, коррекции и
психологической реабилитации через создание условий для тесного
сотрудничества врачей, психологов, что позволяет качественно и оперативно
решать наиболее сложные диагностические, коррекционные и реабилитационные
задачи.
III. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Деятельность Центра осуществляется в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Конституцией Российской Федерации;
 Конвенцией о правах ребенка;
 Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273;
 Законом Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N
124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
 Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120;
 Положением о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования
России от 22.10.1999г. №636;
 Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде, утвержденной Приказом Минобразования России от
28.02.2000г. №619;
 Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V «Об образовании в
Республики Бурятия»;
 Концепцией развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия,
утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24 августа
2015 года № 512-р;
 Стратегией развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2017
года № 285-р;
 Муниципальной программы «Развитие образования г. Улан-Удэ» на период 2020 2025 годы (подпрограмма «Дополнительное образование и социализация детей»),






утвержденная Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 28 ноября 2019 года
№366;
Уставом МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ;
Коллективным договором;
Правилами внутреннего трудового распорядка;
Локальными актами Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.

Структурно-функциональная организация Центра

Директор

Управляющий совет

Зам. директора
по УВР

Зам. директора
по АХЧ

Обслуживающий
персонал (МОП)

Сектор психологопедагогического
сопровождения:
-педагоги-психологи;
-учитель-логопед;
-социальный педагог;
-педагог.
дополнительного
образования.

Информационноаналитический сектор:
-инженер-программист;
-оператор ЭВМ;
-методисты;
-социальный педагог.

Служба
психологической
профилактики:
-медиаторы;
(педагоги-психологи)
-методисты.

-социальный педагог

Служба телефона доверия

Консультирование по
детскому телефону доверия
(55-38-16; 8-800-2000-122)

Интернет-консультирование в режиме
онлайн (мобильное приложение «Мой
психолог», онлайн-чат
психологической помощи)

IV. Материально-техническая база
Основное здание Центра находится в цокольном этаже жилого дома по адресу
г. Улан-Удэ, ул. Хахалова, 8. Общая площадь помещения составляет 240,9 м²., имеется
центральное водо - электро- и теплоснабжение.
Территория Центра огорожена, имеются зеленые насаждения. В Центре имеются
следующие помещения:
 групповые помещения – конференц-зал на 15 посадочных мест;
 кабинеты (директора, заместителя по УВР, информационно-методический,
педагога-психолога 3 шт., учителя-логопеда, диагностический, регистратура,
делопроизводителя, сенсорная комната, бытовка для обслуживающего персонала:
сторожей, дворников, уборщиц);
 туалет для посетителей;
 туалет для персонала;
 Конференц-зал: оснащен компьютером, проектором и экраном для проведения
тренингов и различных мероприятий с детьми: для проведения релаксационных
упражнений используется Интернет. Мебель и техника соответствует нормам
СанПиН. Все групповое пространство доступно детям. В приемной-регистратуре
оформлены стенды для родителей и снабжены инструментариями для деятельности
детей.
 Информационно-методический кабинет: является центром сосредоточения
теоретического и практического материала для успешного осуществления задач
воспитательно-образовательной работы в Центре. Здесь осуществляется научнометодическое сопровождение педагогов-психологов, педагогов дополнительного
образования и детей.
Методический материал в методическом кабинете подобран и систематизирован по
образовательным областям (отдельного помещения для библиотеки не предусмотрено).
Методический кабинет предназначен для обеспечения творческой работы
педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования по самообразованию и
совершенствованию педагогического мастерства, для анализа и обобщения опыта
методической работы, накопленного в Центре.
Таким
образом,
он
представляет собой
педагогическую
творческую
мастерскую, побуждает к совершенствованию профессионального мастерства педагогов.
 кабинет педагога-психолога: оснащен материалами для развития внимания, памяти
и логического мышления, дидактическими пособиями, играми, которые
используются на занятиях педагога-психолога.
 кабинет педагога дополнительного образования: оснащен рабочими столами для
коррекционных занятий школьников. Имеются стенды.
 кабинет учителя - логопеда. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в
кабинете оборудовано место для индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
Имеются пособия по обследованию речевого и общего развития детей,
дидактические игры и материалы для формирования звукопроизношения,
фонетического восприятия и звукового анализа, и синтеза.
 диагностический кабинет предназначен для психодиагностики и проведения
компьютерного тестирования для определения профессиональных навыков.

 сенсорная
комната –
помещение,
оборудованное
стимуляторами,
воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и
направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление,
внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных
качеств ребенка. Кроме того, стимуляторы способствуют психоэмоциональной
разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического
здоровья детей.
Все кабинеты рационально используются по их предназначению.
Доступ
к
информационным
системам
и
информационнотелекоммуникационным сетям: Центр подключен к сети Интернет, оснащен
информационно-коммуникационным оборудованием. Социальная сеть «ВКонтакте» в
группе «Центр диагностики и консультирования» (https://vk.com/club_psycenter), на
официальных страницах Центра в социальных сетях «Instagram» (@cdic03uu) и «facebook»
(https://www.facebook.com/psycenter03/)
и
на
официальном
сайте
Центра
(https://tsdik.buryatschool.ru). Разработано мобильное приложение «Мой психолог» и
введен в работу анонимный чат по оказанию консультационной помощи
Электронные образовательные ресурсы: в Центре при организации
образовательно-воспитательной
работы педагоги используют
мультимедийные
презентации, учебные видеофильмы и звукозаписи, что повышает качество и
эффективность усвоения материала.
V. Организация учебного процесса в учреждении
Порядок приема осуществляется в соответствии с Правилами приема в
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ.
Прием детей в Центр осуществляется с целью:
 проведения диагностики уровня психического, физического развития и отклонений
в поведении;
 консультирования специалистами;
 проведения коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий.
 обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам социально-педагогической направленности;
В Центр принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по
инициативе
родителей
(законных
представителей),
направленные
другим
образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей) на
основании письменного заявления.
Зачисление детей в возрасте от 3 до 14 лет в Центр производится на основании
письменного заявления родителей (законных представителей). Зачисление детей в
возрасте от 14 до 18 лет в Центр производится на основании письменного заявления
самого подростка.
Образовательная
деятельность
осуществляется
по
дополнительным
образовательным программам коррекционно-развивающей и социально-педагогической

направленности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей,
состоянием их соматического и психического здоровья.
В Центре реализуются следующие программы коррекционно-развивающей и
социально - гуманитарной направленности:
1. «Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников»;
2. «Консультирование на «телефоне доверия»;
3. «Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»;
4. «Развитие навыков стрессоустойчивости старшеклассников»;
5. «Коррекция нарушения внимания у детей с синдромом гиперактивности»;
6. «Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста»;
7. «Коррекция познавательных процессов ребенка, испытывающего трудности в
освоении общеобразовательных программ»;
8. «Преодоление тревожности и страхов в младшем школьном возрасте»;
9. «Социализация ребенка, испытывающего трудности в освоении общеобразовательных
программ средствами изотерапии»;
10. «Коррекция познавательных процессов младших школьников»;
11. «Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке к
школьному обучению с ребенком, испытывающим трудности в освоении
образовательной программы»;
12. «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»;
13. «Программа развития и коррекции произвольности регуляции младших подростков:
мы - единая сплоченная команда»;
14. «Коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы у детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста»;
15. «Развитие коммуникативных способностей детей и подростков, испытывающих
трудности в межличностном общении»;
16. «Развитие и коррекция эмоционально ценностного отношения к себе у детей
младшего школьного возраста, имеющих особые образовательные потребности»;
17. «Коррекция нарушения речи у детей»;
18. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учись
учиться»;
19. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В школу с
радостью».
20.
«Шаги к успеху», направлена на формирование у обучающихся лидерских
качеств, мотивации к самопознанию, творчеству; развитие персонализации и
личностного самоопределения обучающихся, их самореализации.
В отчетном периоде обновлено содержание программ с применением электронных
и дистанционных форм сопровождения.
1. «В школу – с радостью» (с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий).
2. «Коррекция коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями» (с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий).

3. «Коррекция познавательных процессов младших школьников» (с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
4. «Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников» (с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
5. «Коррекция нарушения речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий).
6. «Коррекция гиперактивного поведения детей
дошкольного возраста» (с
применением электронного обучения
и дистанционных образовательных
технологий).
В рамках реализации муниципальной инновационной площадки «От диалога - к
пониманию» МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ с 2021 года разработаны и реализовываются
новые программы:
1. «Школьная медиация», модифицированная (адаптированная) программа по
профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей
направленности «Развитие самооценки, самоидентификации и эмоционального
интеллекта подростков, с помощью кинокоррекции, киноклуба «Кубрик»
2. «Алтан Заяан» («Золотая судьба»), программа комплексной профилактики
социальных рисков для подростков направленная на формирование ответственного
отношения к своему здоровью, содействие духовному развитию личности и
пропаганду традиционных семейных ценностей.
3. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
коррекционно-развивающей направленности Дискуссионный клуб «Аргумент»,
направленная на развитие социальной компетентности личности, отвечает на
социальные, профессиональные и личностные запросы, как внутренних
потребителей, так и внешних.
Библиотечно-информационное обеспечение
В Центре имеется необходимая научно-методическая литература в количестве
307единиц. Имеется подключение Интернет, электронная почта. Обеспечение открытости
и доступности информации о деятельности Центра для заинтересованных лиц
осуществляется через ее размещение на сайте, публикации в СМИ.
За отчетный период опубликованы статьи в региональных периодических
изданиях: «Номер один». (10 публикаций), научных сборниках (5статей).
Еженедельные публикации в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Центр
диагностики и консультирования» (https://vk.com/club_psycenter), на странице
виртуального пользователя (https://vk.com/marina.psycenter), на официальном сайте Центра
(https://tsdik.buryatschool.ru).
Еженедельно каждую среду на платформе Instagram проводятся прямые эфиры для
родителей «Психологический час: детям о родителях, родителям о детях».
Каждые две недели с целью повышения родительской компетентности в области
профилактики деструктивных форм поведения детей специалистами Центра проводятся

онлайн-лектории для родителей «Час психолога». Видеоматериалы размещаются на сайте
Минобразования РБ.
Разработано мобильное приложение для родителей «Мой психолог». В 2021 году
на мобильное приложение «Мой психолог» поступило 418 обращений от детей и их
родителей, по каждому обращению специалистами Центра проведены индивидуальные
консультации. В приложении доступны следующие функции: получение информации об
услугах и работе центра; запись на консультацию; возможность задать вопрос психологу в
онлайн-чате (у клиента имеется возможность анонимного общения с психологом в чате);
получение консультации дистанционно; получение дополнительной психологической
информации по интересующим вопросам.
Оценка результативности и эффективности действующей в учреждении
системы управления
Система контроля со стороны руководства Центра строится в соответствии с
планом контрольных мероприятий.
Регламент образовательного процесса
Начало года (для ПДО)

1 сентября 2021 г.

Окончание года (для ПДО)

31 мая 2022 г.

Режим
работы
для
(педагогического персонала)

1 января 2021г. - 31.12.2022г.

Комплектование
индивидуальных
групповых занятий.

Комплектование
осуществляется в течение
и всего учебного года в зависимости от запросов и
наличия вакантных мест для приема.

Продолжительность года

36 недель

Продолжительность недели

5 дней:
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

Время начала занятий

9.00

Время окончания занятий

17.00

Продолжительность занятия

Продолжительность
перерывов
Продолжительность
каникул

3-4 года: 15-20 мин.
5–6 лет: 20-30 мин.
6- 7 лет: 30-40 мин.
8-18 лет: 30-45 мин.
Консультативный прием Тренинговые занятия
30-90 мин.
45-90 мин.
10-15 минут
Каникулярное время в Центре не предусмотрено

VI. Кадровое обеспечение образовательного процесса
На конец 2021 года обеспеченность Центра педагогическими работниками была
следующей:
 педагог-психолог – 21 ставка;
 учитель-логопед – 1,5 ставки;
 социальный педагог – 1 ставка;
 ПДО – 1,25 ставки;
 методист – 1,25 ставки;
Все специалисты имеют высшее профессиональное образование и опыт работы по
специальности. Высшую квалификационную категорию имеют 8 специалистов, первую
квалификационную категорию – 5 специалистов, степень кандидата психологических
наук имеют 2 специалиста.
Все педагогические работники своевременно проходят аттестацию, копии
документов о присвоении квалификационных категорий хранятся в личных делах
работников. Своевременно вносятся соответствующие записи в трудовую книжку.
VI. Показатели деятельности Центра
Регулярно пополняется методический психолого-педагогический сетевой ресурс
«Методическое объединение педагогов-психологов Республики Бурятия» с целью
объединения профессионального сообщества психологов образования г. Улан-Удэ и
Республики Бурятия, обмена опытом, информационными и методическими материалами,
повышения эффективности организации психолого-педагогического сопровождения и
оперативного взаимодействия.
За отчетный период психологами, педагогами Центра проведено 2486
индивидуальных консультаций детей и их родителей. На сайте Центра ведется рубрика
«Вопросы и ответы» для родителей, в которой специалисты психологи отвечают на
актуальные вопросы воспитания детей и подростков. На сайтах образовательных
учреждений представлена информация о профилактических мероприятиях с учащимися
школ: планы и отчеты о проведенных мероприятиях, отзывы педагогов и учащихся.
На базе Центра осуществляет свою деятельность городское методическое
объединение педагогов-психологов общеообразовательных учреждений г. Улан-Удэ. За
2021 год проведено 13 методических семинаров по следующим тематикам: «Основные
вопросы профилактики употребления ПАВ, тревоги и агрессивные формы поведения у
подростков» (19.02.2021); «Система психолого-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ в образовательных организациях в рамках межведомственного взаимодействия»
(25.02.2021); «Профилактика суицидального поведения: взаимодействие учреждений
образования и здравоохранения» (01.04.2021); «Технологии работы педагога-психолога по
обеспечению психологической безопасности в образовательном учреждении»
(01.04.2021); Инструктаж для педагогов-психологов по обеспечению мер психологической
безопасности в образовательном учреждении (14.05.2021); «Особенности проявления
агрессии у современных подростков: причины, механизмы, профилактика» (02.06.2021);
«Межведомственное взаимодействие. Организация профилактической работы с
несовершеннолетними, обучающимися в ОО» (08.09.2021); «Организация совместной

работы субъектов системы профилактики с обучающимися образовательных
организаций» (29.09.2021); «Организация профилактической деятельности по
употреблению ПАВ среди несовершеннолетних в ОО г. Улан-Удэ» (27.10. 2021);
«Взаимодействие субъектов системы профилактики по сопровождению семей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (24.11.2021); «Профессиональная
ориентация обучающихся в образовательных организациях» (22.12.2021). Проведены
районные методические объединения: Октябрьского района г. Улан-Удэ: «Особенности
сопровождения детей «группы риска», Советского района г. Улан-Удэ: «Формирование и
развитие эмоционального интеллекта обучающихся ОО», Железнодорожного района г.
Улан-Удэ: «Развитие психических процессов, интеллектуальное развитие обучающихся»
(10.11.2021). Методические объединения Октябрьского района г. Улан-Удэ
«Современные технологии в работе педагога-психолога ОО», Советского района г. УланУдэ «Стратегии взаимодействия с «трудными » детьми. Причины детской агрессивности»,
Железнодорожного района г. Улан-Удэ «Организация взаимодействия субъектов
образовательного процесса в работе педагога-психолога» (08.12 2021). Проведены
инструктажи по проведению мониторинга СПТ (социально-психологическое
тестирование), мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-11 классов,
допсихологической помощи несовершеннолетним в экстремальной кризисной ситуации.
Специалисты Центра принимают участие в организации и проведении
межведомственных семинаров, акций, круглых столов, конкурсов, тренингов, совещаний
по вопросам профилактики:
- Организация и проведение Городского конкурса профессионального мастерства
классных руководителей «Самый классный классный - 2021» (12.03.2021).
- Организация и проведение Городского конкурса для старшеклассников по
конфликтологии и медиации «Я – медиатор». Конкурс направлен на расширение знаний о
медиации у обучающихся общеобразовательных организаций г. Улан-Удэ, поддержку
инициативы обучающихся по развитию школьной медиации, профилактику
возникновения конфликтных ситуаций между субъектами образовательного процесса
(30.03.2021).
- В апреле 2021 года проведены психологические тренинги «Активное взросление» для
обучающихся 7-11 классов, состоящих на профилактическом внутришкольном учете в
МАОУ «СОШ № 18», МАОУ «СОШ № 32», ОСОШ № 1.
- Специалистом Центра проведен тренинг «Повышение стрессоустойчивости» для
обучающихся состоящих на профилактическом внутришкольном учете в ОСОШ № 1, в
рамках проекта «Семейный очаг», реализуемого КДН и ЗП Администрации Советского
района (14.04.2021)
- Организована и проведена площадка «От диалога – к пониманию» в рамках проведения
XIII Байкальского форума детского движения, посвященного 355-летию основания г.
Улан-Удэ (18.05.2021).
- В марте-апреле 2021 года проведены обучающиеся семинары для педагогов школ №50,
№51, №47 по применению медиативных технологий в образовательной среде.
- Проведена акция «День доверия», направленная на повышение уровня
информированности детей, подростков и их родителей о работе службы телефона доверия
как услуги экстренной психологической помощи в трудных жизненных ситуациях
(17.05.2021).

- 01.06.2021г. на базе МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ
открыт Центр родительского просвещения для правового и педагогического просвещения
родителей муниципальных образовательных организаций по вопросам безопасности
детства и профилактике негативных явлений, деструктивной информации
террористического характера и экстремизма в социальных сетях. Еженедельно каждую
среду на платформе
Instagram проводятся прямые эфиры для родителей
«Психологический час: детям о родителях, родителям о детях».
- С 20.08.2021 еженедельно с целью повышения родительской компетентности в области
профилактики деструктивных форм поведения детей специалистами Центра проводятся
онлайн-лектории для родителей «Час психолога». Видеоматериалы размещаются на сайте
Минобразования РБ. В 2021 году проведено 9 лекториев охватом более 1500 родителей.
- В рамках летней акции «Онлайн-каникулы» организованы открытые консультационнометодические площадки для педагогов 10 муниципальных детских оздоровительных
лагерей в течение трех летних сезонов. Рассмотрены вопросы социально-психологической
адаптации детей в детском лагере; возрастных особенностей детей; причин социальнонеодобряемого поведения ребенка; словесных и поведенческих маркеров кризисного
состояния ребенка. Отработан алгоритм работы с детьми с признаками кризисных
состояний.
- Проведены семинары: «Кратко о главном: профилактика безопасного поведения детей»
(совместно с детско-юношеским центром «Безопасное детство») «Современные угрозы
наркопреступности и способы противодействия им» (совместно с Управлением по
контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Бурятия); «Особенности охраны
репродуктивного здоровья детей и подростков» (совместно с ГАУЗ Республиканский
перинатальный центр МЗ РБ).
- Проведение еженедельного психологического киноклуба «Кубрик» на платформе ZOOM
(9 эфиров).
- Организация и проведение в рамках городской августовской конференции для
педагогических работников г. Улан-Удэ «Столичное образование: векторы качественного
развития» трека «Одарённый ребенок – природа и воспитание» (26.08.2021).
- Совместно с КДНиЗП Советского района г. Улан-Удэ проведен психологический
тренинг «Мои действия, мои поступки» для подростков, состоящих на различных видах
профилактического учета, и их законных представителей (28.09.2021).
- Организована и проведена квиз-игра - Как стать успешным «10 лайфхаков от звезд» для
обучающихся ОУ г. Улан-Удэ по методическим рекомендациям Всероссийского детского
телефона доверия (30.09.2021).
- С 05.10.2021 по 31.10.2021 организована ежегодная межведомственная
антинаркотическая акция «Классный час». Классные часы для обучающихся 7-11 классов
проведены в 20 общеобразовательных учреждениях г. Улан-Удэ (охват: 1488 чел.).
- Организован городской педагогический турнир по профилактике социально негативных
явлений в образовательной среде «Через диалог – к пониманию». В конкурсе приняли
участие педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, классные
руководители, уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса
образовательных учреждений г. Улан-Удэ «29.10.2021».
- Организация и проведение в рамках II Всероссийской научно-практической
конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

опыт – проблемы, традиции – инновации», посвященной 90-летнему юбилею БГПИ-БГУ
им. Д. Банзарова и 20-летнему юбилею кафедры психологии детства Педагогического
института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова»
секции «Психолого-педагогические технологии создания психологически безопасной и
комфортной образовательной среды» (11.11.2021)
Специалистами Центра разработана и апробирована на базе МАОУ «СОШ № 40»
комплексная программа профилактики социальных рисков для подростков «Алтан Заяан»
направленная на формирование ответственного отношения к собственному здоровью,
содействие духовному развитию личности и пропаганду традиционных семейных
ценностей.
В рамках договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями
осуществляется обучение и подготовка специалистов и педагогов по программе
«Школьная медиация». Согласно программе проводится комплексная диагностика
психологического климата в ученических коллективах, психоэмоционального состояния
каждого ребенка, оказывается экстренная помощь детям, имеющим трудности в общении
с другими детьми, проводится обучение команд педагогов школ методам предупреждения
и разрешения конфликтных ситуаций. Функционирует детское добровольческое
объединение Штаб школьных служб примирения (ШСП) в рамках работы Городского
совета ученического самоуправления (20чел.). Еженедельно проводятся сборы и
обучающие тренинги для волонтеров штаба, направленные на формирование базовых
умений, необходимых для организации безопасного пространства в образовательной
среде, предупреждение конфликтных ситуаций. На базе Центра в 2021г. прошли обучение
по программе «Школьная медиация» 30 обучающихся ОУ г. Улан-Удэ. Наиболее
активные участники программы вошли в городской штаб Школьных служб примирения.
Осуществляются меры по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
На базе Центра реализуются следующие программы по профилактике
асоциального поведения учащихся, формированию законопослушного поведения:
«Школьная медиация» (обучение школьников медиации как инновационной технологии в
разрешении межличностных конфликтов в образовательном пространстве школы,
выработку практических навыков и умений в сфере урегулирования школьных
конфликтов); «Шаги к успеху» (формирование у подростков умений и навыков,
необходимых для осознания ценности жизни, развитию эмоциональной и нравственной
устойчивости, коммуникативных и лидерских качеств, таких как, уверенность в себе,
независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность
отстаивать свое мнение).
В период с 15.09.2021 по 31.10.2021 проведено социально-психологическое
тестирование (Центр являлся муниципальным координатором), с целью раннего
выявления склонности к зависимому поведению обучающихся. Охвачено 21089 детей с 13
до 18 лет из 55 образовательных учреждений г. Улан-Удэ. По результатам тестирования
38,6% (АППГ - 39,6%) ответов признаны недостоверными. «Группу риска» составили 13%
обучающихся (АППГ- 13,63%): из них у 12,43% выявлена латентная рискогенность; у
0,46% - явная рискогенность (АППГ - 0,44%). Подростки, характеризующиеся латентной и
явной рискогенностью являются целевой группой для организации и проведения
профилактической работы в общеобразовательных организациях г.Улан-Удэ.

В целях профилактики кризисных состояний с суицидальными тенденциями среди
обучающихся образовательных организаций г. Улан-Удэ, во исполнение приказа
Министерства образования и науки Республики Бурятия от 19.10.2021 № 1436 «Об
организации проведения мониторинга психологического здоровья обучающихся» с
28.10.2021 по 22.11.2021 проведен ежегодный мониторинг психоэмоционального
состояния обучающихся 5-11 классов. По итогам мониторинга психолого-педагогические
службы образовательных организаций и специалистов Центра диагностики и
консультирования выявляют детей группы «риска возникновения кризисного состояния»
и проводят индивидуальную профилактическую работу. Мониторинг осуществляется
посредством стандартизированных психодиагностических методик, прошедших
апробацию и валидизацию и являются надежным психодиагностическим инструментом
по выявлению симптомов психической дезадаптации обучающихся. Охват мониторингом
составил 26202 обучающихся.
По итогам мониторинга психолого-педагогические службы образовательных
организаций и специалисты Центра выявляют детей «группы риска» возникновения
кризисного состояния и организуют индивидуальную профилактическую работу.
Мониторинг осуществляется посредством стандартизированных психодиагностических
методик, прошедших апробацию и валидизацию и являются надежным
психодиагностическим инструментом по выявлению симптомов психической
дезадаптации обучающихся.
Ежемесячно специалисты участвуют в работе районных КДНиЗП г. Улан-Удэ по
раннему выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьей и детьми.
Регулярно проводятся индивидуальные консультации для родителей (законных
представителей) детей (в том числе детей «группы риска»), по запросам КДНиЗП, ОУ и
самих родителей (законных представителей)
При Центре диагностики и консультирования работает круглосуточный телефон
доверия для детей и подростков: 55-38-16, прием звонков ведут квалифицированные
психологи. Консультационная помощь детям и родителям осуществляется в сети
Интернет в социальной сети «ВКонтакте» через группу «Центр диагностики и
консультирования»
(https://vk.com/club_psycenter),
на
сайте
Центра
(https://tsdik.buryatschool.ru/). Работает онлайн-чат «Мой психолог». На телефон доверия в
2021 году поступило 718 обращений.
В отчетный период выпущено и распространено более 5000 экземпляров буклетов
об услугах и работе Центра диагностики и консультирования, памяток для родителей об
особенностях подросткового возраста, по профилактике социально-негативного
поведения среди детей и подростков. «Школьная служба примирения», «Школьная
медиация», «Памятка для родителей» (о детско-родительских отношениях), «Что нужно
знать родителям о детях», «Телефон доверия для детей и их родителей. Что это такое?»,
буклеты о работе Детского телефона доверия на базе МБУ ДО «Центр диагностики и
консультирования» г. Улан-Удэ: 55-38-16 и 8-800-2000-122. Опубликовано 10 статей в
региональных периодических изданиях: «Номер один». Специалистами Центра
диагностики и консультирования регулярно проводятся тренинги для обучающихся по
профилактике агрессивного поведения, жестокого обращения среди несовершеннолетних,
формированию
навыков
самоконтроля,
толерантного
поведения,
развитию
стрессоустойчивости личности.

VII.

Оценка эффективности деятельности

Анализ результативности деятельности Центра диагностики и консультирования
достигается через организацию системы допуска к практической консультативной
деятельности, введением института супервизорства, отслеживанием с помощью
компьютерного тестирования и проективных тестов психоэмоционального состояния
детей, проходящих курс психокоррекции и реабилитации, отзывов родителей и педагогов
о проведенной работе с детьми посредством анкетирования и социологических опросов.
Одной из форм качественной оценки профессиональной деятельности коллектива
сотрудников центра (психологов, педагогов) является проведение психологопедагогических консилиумов по состоянию и динамике психоэмоционального состояния
каждого ребенка в процессе консультативной, психокоррекционной и реабилитационной
работы.
Эффективность развития позитивной учебной мотивации и коммуникативных
навыков у детей, занимающихся в коррекционных группах, отслеживается с помощью
психодиагностики познавательных процессов, общего психологического состояния и
личностных особенностей каждого ребенка. В работе применяются стандартизированные
психодиагностические методики, в том числе с целью исследования динамики изменений
в процессе реализации коррекционно-развивающих программ.
С обучающимися проводится индивидуальная работа по развитию учебнопознавательной мотивации, коррекции интеллектуальных нарушений, формированию и
развитию личностных качеств. Организовываются групповые и индивидуальные занятия.
Особо важной задачей групповой работы с детьми является развитие у них
коммуникативных навыков. В программу занятий включаются также упражнения по
развитию общеучебных навыков, интеллектуальных способностей (мыслительных,
перцептивных, мнемических и др.). Специальная работа по развитию коммуникативных
навыков позволяет снизить межличностную тревогу у школьника, повысить его
самооценку и создать благоприятные условия для развития познавательного интереса,
умственных способностей и в целом для развития его личности.
Результаты психодиагностической работы показывают, что в целом, у детей и
подростков оптимизируются показатели познавательных процессов, коммуникативных
умений и навыков, нормализуется эмоциональное состояние: при сравнении показателей
за последние три года отмечается нормализация уровня тревожности, улучшаются
показатели школьной мотивации и школьной успеваемости.
Психологи Центра на постоянной основе участвуют в работе Территориальных
консилиумов администраций районов города Улан-Удэ по раннему выявлению семейного
неблагополучия и организации работы с семьей и детьми. По направлению
территориальных консилиумов проводятся психологические консультации детей и их
родителей.
Анализ показывает, что при наличии положительных факторов, способствующих
жизнедеятельности и развитию центров сопровождения, дестабилизирующим звеном,
мешающим управлению организацией, является отсутствие нормативов, учитывающих
специфику работы Центров сопровождения, в нормативной базе сферы образования.
Связано это именно со специфичностью услуг, оказываемых Центром, с их

разнообразием, сложной структурой, условиями достижения конечного результата,
особенностями процесса учета и контроля.
Специфика деятельности Центра определяет и особенность структуры рабочего
времени педагогического персонала как в общем распределения времени на виды
деятельности, так и внутри каждого рабочего дня. Виды и формы работы специалистов
сопровождения гораздо шире и разнообразнее, чем у специалистов других
образовательных учреждений.
Актуальные проблемы и возможные пути их решения
1.
В течение года отмечено увеличение количества обращений родителей по
поводу речевых нарушений детей, возросла потребность в услугах учителя-логопеда и
коррекционных занятиях. Для решения данных проблем рассматривается возможность
создания видео-циклов занятий для родителей с целью их обучения методам и методикам
самостоятельной развивающей работы с детьми.
2.
Возросла потребность и число обращений в индивидуальной коррекционной
работе с детьми и индивидуальном психологическом консультировании обучающихся
подросткового возраста. Для решения проблемы необходимо усилить направление
оказания дистанционной психологической помощи через онлайн-чат.
3.
Необходимо расширение услуг Центра по развитию семейной и школьной
медиации, оказанию методической помощи школьным службам примирения. С этой
целью запланировано создание базовых районных школьных служб примирения.
4.
Актуальными остаются вопросы профилактики деструктивного поведения, в
том числе аутоагрессивного, а также проведение коррекционных и реабилитационных
мероприятий. Оказание помощи в выборе, реализации и сопровождении коррекционных
программ на уровне образовательных учреждений.
5.
Востребованы экспертные исследования психологической безопасности
образовательной среды. Необходимо организовать дополнительное обучение педагоговпсихологов методике и инструментам проведения исследований, оказывать
консультационную и методическую помощь образовательным учреждениями в
проведении исследований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».