Отчет о результатах самообследования за 2024

Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ
(далее – Центр), оценка и анализ его деятельности, направленные на развитие и
совершенствование образовательной среды.
I. Общие сведения об учреждении
Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.
Сокращенное название: МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ.
Адрес: 670034, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Хахалова, 8.
Телефон/ факс: 8 (3012) 55-38-17
Адрес электронной почты: mbu_tsdik@govrb.ru
Официальный сайт: tsdik.buryatschool.ru
Учредитель: муниципальное образование городской округ «город Улан-Удэ»
Центр был основан в 1993 году как муниципальное учреждение дополнительного
образования детей «Центр психологической службы» в соответствии с постановлением
Администрации г. Улан-Удэ №20/47 от 29.06.1992 и приказом Городского управления
образования № 781 от 23.10.1993 для оказания психологической помощи обучающимся и
их родителям, а также оказания методической помощи школьным психологам и
образовательным службам города. В 2003 году согласно приказу Городского управления
образования № 35 от 15.01.2003 учреждение преобразовано в муниципальное
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Во исполнение
постановления Администрации г. Улан-Удэ № 107 от 03.03.2011 переименовано в
муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Улан-Удэ для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр
диагностики и консультирования». На основании распоряжения Администрации г. УланУдэ № 1486-р от 19.10.2015 и приказа Комитета по образованию г. Улан-Удэ № 1127 от
19.10.2015 учреждение переименовано в муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.
Система управления Центра
Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Уставом учреждения, строится на принципах единоначалия и
самоуправления. Непосредственное руководство и управление Центром осуществляет
директор.
В соответствии с Уставом формами самоуправления Центра являются общее
собрание работников и управляющий совет.
II. Концептуальная модель учреждения

Деятельность Центра регламентируется разработанным и утвержденным Уставом,
лицензией, паспортом муниципальной услуги и другими необходимыми нормативноправовыми документами.
Характеристика контингента получателей услуг
Основным контингентом обращающихся за помощью в Центр граждан
являются: нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления; дети,
испытывающие трудности в обучении; дети, нуждающиеся в особом внимании в связи с
высоким риском уязвимости (дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды,
дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение, суицидальное поведение),
одаренные дети); несовершеннолетние, признанные в порядке, предусмотренном
уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или
подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями
преступления; родители (законные представители); педагоги.
Основной целью деятельности Центра является оказание психолого-педагогической
помощи детям и подросткам, имеющим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, содействие
полноценному и гармоничному развитию личности на каждом возрастном этапе,
формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию; их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам по вопросам развития, воспитания и
образования детей.
Приоритетными задачами деятельности Центра являются:
1.
осуществление профессиональной деятельности по основным направлениям
практической психологии: просвещение, диагностика, консультирование, коррекция,
реабилитация, экспертиза;
2.
повышение психологической защищенности детей и подростков
общеобразовательных школ города через реализуемые учреждением дополнительные
общеразвивающие программы;
3.
повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей
(законных представителей);
4.
оказание профессиональной методической помощи психологическим
службам муниципальной системы образования;
5.
внедрение инновационных технологий в практическую деятельность
Центра;
6.
повышение
эффективности
психолого-педагогической
помощи
образовательным организациям через обучение педагогов работе с обучающимися по
превентивным программам, включающим инновационные психолого-педагогические
технологии.
7.
совершенствование и расширение сферы профессиональной деятельности по
оказанию психолого-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития
личности обучающихся;
8.
проведение психологических мониторингов, прогностических и экспертных
исследований психологических параметров образовательных учреждений;
9.
повышение качества образовательных услуг.

Развивая процесс психолого-педагогического сопровождения развития личности
ребенка, мы опираемся на следующие концептуальные положения:
 Естественное развитие личности ребёнка первично. Ребёнок является активным
субъектом психолого-педагогического взаимодействия с родителями, педагогами,
психологом в процессе реализации коррекционно-развивающей программы;
 Осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми. В
процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения особое
внимание должно уделяться влиянию различных факторов среды на развитие и
социализацию ребенка;
 Комплексный подход к решению задач психологической профилактики и
коррекции через создание условий для межведомственного и внутриведомственного
сотрудничества и взаимодействия, что позволяет качественно и оперативно решать
наиболее сложные профессиональные задачи.
III. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Деятельность Центра осуществляется в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Конституцией Российской Федерации;
 Конвенцией о правах ребенка;
 Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273;
 Законом Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124ФЗ (с изменениями и дополнениями);
 Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120;
 Положением о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования
России от 22.10.1999г. №636;
 Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде, утвержденной Приказом Минобразования России от
28.02.2000г. №619;
 Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V «Об образовании в
Республики Бурятия»;
 Концепцией развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия,
утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24 августа
2015 года № 512-р;
 Стратегией развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2017
года № 285-р;
 Муниципальной программы «Развитие образования г. Улан-Удэ» на период 2020 2025 годы (подпрограмма «Дополнительное образование и социализация детей»),
утвержденная Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 28 ноября 2019 года
№366;






Уставом МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ;
Коллективным договором;
Правилами внутреннего трудового распорядка;
Локальными актами Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.
IV. Материально-техническая база

Здание Центра находится в цокольном этаже жилого дома по адресу: г. Улан -Удэ,
ул. Хахалова, 8. Общая площадь помещения составляет 240,9 м², имеется центральное
водо- электро- и теплоснабжение. Территория Центра огорожена, имеются зеленые
насаждения.
В Центре имеются кабинеты для педагогического, учебно-вспомогательного,
обслуживающего,
административно-управленческого персонала, информационнометодический, диагностический кабинеты, регистратура, кабинеты для индивидуальных
консультаций и коррекционной работы с детьми.
Конференц-зал оснащен компьютером, проектором и экраном для проведения
тренингов и различных мероприятий с детьми: для проведения релаксационных
упражнений используется Интернет. Мебель и техника соответствует нормам СанПиН.
Все групповое пространство доступно детям. В приемной-регистратуре оформлены
стенды для родителей и снабжены инструментариями для деятельности детей.В
информационно-методическом
кабинете
осуществляется
научно-методическое
сопровождение педагогов и педагогов-психологов. Методический кабинет предназначен
для обеспечения творческой работы педагогов-психологов, педагогов дополнительного
образования по самообразованию и совершенствованию педагогического мастерства, для
анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в Центре.
Кабинеты педагогов оснащены необходимым оборудованием для работы,
оргтехникой, дидактическими материалами для проведения коррекционно-развивающих
занятий. В кабинете учителя-логопеда оборудовано место для индивидуальных занятий с
детьми, имеются пособия по обследованию речевого и общего развития детей,
дидактические игры и материалы для формирования звукопроизношения, фонетического
восприятия и звукового анализа, и синтеза. Диагностический кабинет предназначен для
психодиагностики и проведения компьютерного тестирования особенностей развития,
поведения, личностных особенностей обучающихся.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным
сетям обеспечен. Центр подключен к сети Интернет, оснащен информационнокоммуникационным оборудованием. Регулярно обновляются официальные страницы в
Телеграм-канале Центра (https://t.me/cdik03) и «ВКонтакте» (https://vk.com/club_psycenter),
на официальном сайте Центра (https://tsdik.buryatschool.ru).
При организации образовательно-воспитательной работы педагоги используются
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, учебные
видеофильмы и звукозаписи, что повышает качество и эффективность деятельности.

Структурно-функциональная организация Центра

Директор

Управляющий совет

Зам. директора
по УВР

Зам. директора
по АХЧ

Обслуживающий
персонал

Сектор психологопедагогического
сопровождения:
-педагоги-психологи;
-учитель-логопед;
-социальный педагог;
-педагог.
дополнительного
образования.

Информационноаналитический сектор:
-инженер-программист;
-оператор ЭВМ;
-методист;
-социальный педагог.

Служба
психологической
профилактики:
-педагоги-психологи,
медиаторы
-методист.

-социальный педагог

Служба телефона доверия

Консультирование по
детскому телефону доверия
(55-38-16; 8-800-2000-122)

Интернет-консультирование
в режиме онлайн (онлайн-чат
психологической помощи)

Рисунок 1. Структурно-функциональная организация учреждения

V. Организация учебного процесса в учреждении
Порядок приема осуществляется в соответствии с Правилами приема в
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.
Прием обучающихся в Центр осуществляется с целью:
 проведения диагностики уровня психического, физического развития и возможных
отклонений в развитии и поведении;
 консультирования специалистами;
 проведения коррекционно-развивающих занятий;
 обучения по дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам социально-гуманитарной направленности.
В Центр принимаются несовершеннолетние обучающиеся, обратившиеся за
помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей),
направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных
представителей) на основании письменного заявления; родители (законные
представители) обучающихся, педагоги.
Образовательная
деятельность
осуществляется
по
дополнительным
образовательным программам коррекционно-развивающей и социально-гуманитарной
направленности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
обучающихся, состоянием их соматического и психического здоровья.
В Центре реализуются следующие программы коррекционно-развивающей и
социально - гуманитарной направленности:
1.«Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников»;
2. «Консультирование на «телефоне доверия»;
3. «Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»;
4. «Развитие навыков стрессоустойчивости старшеклассников»;
5. «Коррекция нарушения внимания у детей с синдромом гиперактивности»;
6. «Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста»;
7. «Коррекция познавательных процессов ребенка, испытывающего трудности в освоении
общеобразовательных программ»;
8. «Преодоление тревожности и страхов в младшем школьном возрасте»;
9. «Социализация ребенка, испытывающего трудности в освоении общеобразовательных
программ средствами изотерапии»;
10. «Коррекция познавательных процессов младших школьников»;
11. «Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке к
школьному обучению с ребенком, испытывающим трудности в освоении образовательной
программы»;
12. «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»;
13. «Коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы у детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста»;
14. «Развитие коммуникативных способностей детей и подростков, испытывающих
трудности в межличностном общении»;

15. «Развитие и коррекция эмоционально ценностного отношения к себе у детей младшего
школьного возраста, имеющих особые образовательные потребности»;
16. «Коррекция нарушения речи у детей».
В 2024 году обновлено содержание следующих программ, реализуемых в сетевой
форме:
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В школу с
радостью».
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаги к
успеху»;
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маршрут в
будущее»;
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я выбираю
профессию»;
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьная
медиация».
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный
мир психологии».
Все
общеобразовательные
общеразвивающие
программы,
реализуемые
учреждением, включают возможность применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. Доля обучающихся составляет 100%.
Библиотечно-информационное обеспечение
В Центре имеется в достаточном объеме необходимая научно-методическая
литература (307 единиц), используемая педагогами и родителями (законными
представителями) обучающихся в течение учебного года.
В Центре имеется доступ к электронным методическим ресурсам. Обеспечены
открытость и доступность информации о деятельности Центра, регулярное размещение на
сайте, в социальных сетях учреждения, СМИ.
Еженедельно размещаются публикации в социальной сети «ВКонтакте»
(https://vk.com/club_psycenter),
Телеграм-канале
Центра
(https://t.me/cdik03),
на
официальном сайте (https://tsdik.buryatschool.ru).
В Телеграм-канале Центра регулярно проводятся прямые эфиры для детей и
родителей «Психологический час: детям о родителях, родителям о детях» по вопросам
развития, обучения, воспитания и применению психологических знаний в повседневной
жизни.
С целью повышения родительской компетентности в области профилактики
деструктивных форм поведения детей педагогами-психологами Центра проводятся
онлайн-лектории для родителей «Час психолога», видеоматериалы размещаются на сайте
Минобразования РБ.
Оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы
управления

Система контроля со стороны руководства Центра осуществляется в соответствии с
планом контрольных мероприятий.
Регламент образовательного процесса
Начало года

01.01.2024

Окончание года
Режим работы для (педагогического
персонала)

31.12.2024
01.01.2024 - 31.12.2024

Комплектование
индивидуальных
занятий.

и

Осуществляется в течение года в зависимости от
групповых запросов и наличия вакантных мест для приема.

Продолжительность года

36 недель

Продолжительность недели
Время начала занятий

5 дней: понедельник – пятница
9.00

Время окончания занятий

17.00

Продолжительность занятий

Консультативный прием

3-4 года: 15-20 мин.
5–6 лет: 20-30 мин.
6- 7 лет: 30-40 мин.
8-18 лет: 30-45 мин.
30-90 мин.

Коррекционно-развивающие занятия

45-90 мин.

Продолжительность перерывов
Продолжительность каникул

10-15 минут
Каникулярное время в Центре не предусмотрено

VI. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Обеспеченность Центра педагогическими работниками в 2024 году составила 95 %.
Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, опыт работы по
специальности. Наличие у 44% педагогических работников (включая совместителей)
квалификационных категорий, из них: с высшей квалификационной категорией – 24%; с
первой – 20%. Все педагогические работники своевременно проходят аттестацию, копии
документов о присвоении квалификационных категорий хранятся в личных делах
работников. Своевременно вносятся соответствующие записи в трудовую книжку.
VI. Показатели деятельности Центра
Функционирует и постоянно наполняется информационными материалами группа
педагогов-психологов ОУ г. Улан-Удэ в Сферуме с целью обмена опытом, повышения
эффективности организации психолого-педагогического сопровождения и оперативного
взаимодействия. В 2024 году все педагоги-психологи ОО г. Улан-Удэ переведены в

официальную группу в Сферуме, взаимодействие осуществляется через VK-мессенджер.
В официальной группе Центра Вконтакте зарегистрированы 1403 участника, новостная
лента регулярно обновляется.
С января по декабрь 2024 года педагогами-психологами Центра проведены 1192
индивидуальных консультации для детей и их родителей.
На сайте МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ ведется
рубрика «Вопросы и ответы» для родителей, где специалисты психологи отвечают на
актуальные вопросы воспитания детей и подростков.
В рамках многоуровневой модели повышения квалификации педагогов психологов и социальных педагогов, разработанной Центром, в течение года
организованы практических площадки по обмену опытом между педагогами-психологами
в 3 районах города. Каждую среду организованы профессиональные консультации для
психологов (групповые и индивидуальные супервизии). Ежемесячно каждую последнюю
среду проводится городской методический семинар (проведены 9 семинаров). Каждую
третью среду месяцы проводятся тьюторские группы для психологов. За каждой
школьной психологической службой закреплен педагог-наставник Центра, для школ, в
которых отсутствуют штатные и внештатные единицы педагогов-психологов, назначены
ответственные специалисты Центра – кураторы методического, психологопедагогического сопровождения. В 2024 году за 14 школами города закреплены кураторы.
Проведены 9 городских методических семинаров для педагогов-психологов ОУ г.
Улан-Удэ, 27 районных методических объединений для педагогов-психологов г. УланУдэ, 15 тьюторских групп для педагогов-психологов и социальных педагогов, 4
методических объединения педагогов-психологов ДОУ г. Улан-Удэ. Организованы
еженедельные прямые эфиры педагогов для родителей «Психологический час: родителям
о детях – детям о родителях» в Телеграм-канале Центра проведены 35 эфиров.
В соответствии с дорожной картой образовательно-воспитательного проекта по
усилению профилактики социально негативных явлений среди обучающихся МБОУ
«ОСОШ №1» г. Улан-Удэ в 2024 году усилена социально-воспитательная работа с
обучающимися школы и их родителями при взаимодействии с муниципальными
учреждениями дополнительного образования. Специалистами МБУ ДО «Центр
диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ подобран комплекс методик для
проведения психологических скринингов состояния обучающихся. Проведена
диагностика психоэмоционального состояния обучающихся, по результатам которой
16.10.2024 и 31.10.2024 организованы консультационные площадки для родителей с
целью информирования о состоянии детей и оказания адресной помощи. 06.11.2024
проведен психолого-педагогический консилиум с участием педагогов-психологов Центра.
22.11.2024 проведена консультационная площадка для родителей по результатам
социально-психологического тестирования.
Функционирует методическое объединение педагогов-психологов дошкольных
образовательных учреждений в целях взаимодействия в рамках профессиональной
деятельности, повышения качества предоставления психологических услуг, выявления
проблем и оказания наставниками профессиональной поддержки начинающим
психологам.
Организованы городские семинары-практикумы для заместителей руководителей,
руководителей методических объединений классных руководителей, советников по
образованию, руководителей образовательных организаций г. Улан-Удэ:

В 2024 году Центром диагностики и консультирования в рамках сетевого
сотрудничества организованы еженедельные общепрофилактические занятия для
обучающихся 16 школ города (МАОУ СОШ №№ 2, 4, 8, 12, 17, 19, 15, 26, 32, 38, 41, 49.
51, 52, 58, ОСОШ №1) по дополнительным общеобразовательным программам,
направленным на формирование стрессоустойчивости, развитие навыков проактивного
поведения, преодоления трудных жизненных ситуаций. По Федеральному проекту «Успех
каждого ребенка» в рамках договора сетевого взаимодействия с МАОУ «СОШ №2»
реализовывается дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шаги к успеху» с обучающимися 6-7 классов.
В летний период с июня по август 2024 года организовано психологопедагогическое сопровождение воспитанников и методическое сопровождение педагогов
детских оздоровительных лагерей:
 организованы профилактические мероприятия в детских оздоровительных лагерях
(«Березка», «Родник») с детьми и подростками в течение трех сезонов по
программе «Шаги к успеху». Проведены психологические тренинги по разви тию
коммуникативных навыков, обучению конструктивным способам разрешения
конфликтов и предупреждению конфликтных ситуаций (охват: 886 чел);
 еженедельно по средам в телеграмм-канале Центра в рамках акции «Час психолога
проводились
онлайн-семинары
для
педагогов
(педагогов-психологов,
воспитателей, вожатых лагерей) по вопросам организации психологопедагогического сопровождения воспитанников, а также индивидуальные
методические консультации для педагогов: «Социально-психологическая
адаптация ребенка в детском лагере», «Словесные и поведенческие маркеры
кризисного состояния ребенка. Алгоритм
работы с детьми с признаками
кризисных состояний», «Развитие навыков стрессоустойчивости личности
ребенка», «Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления»,
«Профилактика и урегулирование конфликтов между детьми в детском
коллективе»).
Организованы еженедельные прямые эфиры педагогов для родителей
«Психологический час: родителям о детях – детям о родителях» в Телеграм-канале
Центра (https://t.me/cdik03).
Специалистами МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ
реализуется программа по профилактике асоциального поведения учащихся,
формированию законопослушного поведения «Школьная медиация» (обучение
школьников медиации как инновационной технологии в разрешении межличностных
конфликтов в образовательном пространстве школы, выработку практических навыков и
умений в сфере урегулирования школьных конфликтов). В рамках договоров о
сотрудничестве с образовательными учреждениями ежегодно осуществляется обучение и
подготовка специалистов и педагогов по программе. В течение учебного года на базе МБУ
ДО «Центр диагностики и консультирования» функционирует детское добровольческое
объединение Штаб школьных служб примирения (ШСП). Еженедельно
проводятся
сборы и обучающие тренинги для волонтеров штаба, направленные на формирование
базовых умений, необходимых для организации безопасного пространства в
образовательной среде, предупреждение конфликтных ситуаций.

Центр является региональным отделением Общероссийской общественной
организации «Федерация психологов образования России» в Республике Бурятия.
Специалисты Центра принимают участие в организации и проведении
межведомственных семинаров, акций, круглых столов, конкурсов, тренингов, совещаний
по вопросам профилактики.
В период с 16 по 19.10.2024 в г. Санкт-Петербург специалисты Центра приняли
участие в выездном семинаре-совещании по применению межведомственного
взаимодействия по различным видам инцидентов «Управленческая мастерская 2 уровня»,
презентация региональной модели профилактики суицидального поведения среди
несовершеннолетних РБ.
Принято участие в семинаре-совещании по организации межведомственного
взаимодействия в системе профилактики, с участием делегации специалистов
Хабаровского края, членов Госсовета РФ. Выступление «О превентивных мерах по
профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних в образовательных
организациях и региональной модели психологической службы РБ» (15.02.2024)
Организован Республиканский обучающий семинар «Допсихологическая и
психологическая помощь лицам в кризисном состоянии» (04.04.2024).
Принято участие в Республиканском совещании межведомственной группы
психологов при СУ СК РФ по РБ «Оказание психологической помощи потерпевшим по
уголовным делам» (16.05.2024)
Организован Республиканский межведомственный практический семинар для
педагогов-психологов «Оказание психологической помощи семьям участников СВО»,
выступление «Медиация и переговорные навыки разрешения конфликтов» (13.06.2024)
Организован
Городской
обучающий
практико-ориентированный
семинар
«Взаимодействия работников муниципального образовательного учреждения по раннему
выявлению обучающихся с риском суицидального поведения, организации их психолого педагогического сопровождения и социально-педагогической поддержки» для классных
руководителей, заместителей директоров по ВР, педагогов-психологов ОО г. Улан-Удэ»
(28.03.2024)
Проведены Городской конкурс лучших практик «Профилактика суицидального
поведения
несовершеннолетних
в
условиях
образовательных
организаций,
расположенных на территории г. Улан-Удэ» (05.04.2024); Городская конференция по
психологии среди учащихся старших классов «Психология для всех» (24.04.2024);
Городской педагогический квест по профилактике деструктивного поведения среди
муниципальных общеобразовательных организаций (16.05.2024)
Организована практическая площадка в рамках Слёта-форума детских
общеобразовательных движений и организаций «Продвижение», посвящённого Году
общественных и гражданских инициатив для обучающихся школ г. Улан-Удэ, ДОЛ
«Огонёк» (08.10.2024)
Имеются 62 заключенных договора о сотрудничестве с образовательными
организациями, 18 договоров с образовательными организациями о сетевой форме
реализации образовательных программ (СОШ №№51, 32, 4, 2, 41, 38, 49, 26, 52, 18, 17, 19,
58, 8, 12, ОСОШ №1, МАУ ДО ДОЦ «Родник», МАУ ДО ДОЦ «Березка»).
Сотрудничество с общеобразовательными школами и другими образовательными
учреждениями среднего и высшего образования, ФГБУ ВПО БГУ имени Доржи
Банзарова, МСЗН РБ, МВД, УКОН МВД по РБ, районными следственными отделами при

прокуратуре РФ при РБ, РПНД, РНД, РПЦ, ЦОЗиМП им. В.Р. Бояновой, Управлением по
социальной защите населения г. Улан-Удэ, районными Администрациями г. Улан-Удэ.
В Центре осуществляется работа по выявлению и сопровождению одаренных детей.
В данном направлении проводится психологическая диагностика, консультирование детей
и их родителей. Особое внимание уделяется психологическому просвещению,
повышению психологической грамотности родителей, обеспечение психологической
подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития возможностей
ребенка в рамках осуществления работы с одаренными детьми.
Ежегодно в рамках сотрудничества с социально-психологическим факультетом
ФГБОУ ВО «БГУ» совместно организовываются научно-практические конференции и
олимпиады для старшеклассников по психологии. В течение учебного года еженедельно
проводились обучающие занятия, направленные на развитие аттрактивной одаренности по
программам «Школьная медиация».
Общеобразовательные программы «Школьная медиация», «Шаги к успеху», «Я
выбираю профессию», «Маршрут в будущее», реализуемые учреждением, направлены на
формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению,
проводится диагностика, задающая вектор личностного развития, приоритет внутренних
конструктивных мотивов над внешними. Организована работа по проведению открытых
консультационных площадок, в том числе в режиме онлайн для специалистов и широкой
общественности г. Улан-Удэ. Проводятся городские акции «Семья и школа:
взаимодействие и ответственность», «Открытая школа», «Час отца», «День правовой
помощи», в рамках акций – дополнительные консультативные приемы педагоговпсихологов для детей и их родителей.
В течение учебного года на базе МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования»
функционирует детское добровольческое объединение Штаб школьных служб
примирения (ШСП). Еженедельно
проводятся сборы и обучающие тренинги для
волонтеров штаба, направленные на формирование базовых умений, необходимых для
организации безопасного пространства в образовательной среде, предупреждение
конфликтных ситуаций. В рамках реализации программы «Школьная медиация»
специалистами Центра осуществляется методическое сопровождение работы детского
волонтерского объединения – Штаба школьных служб примирения (ШСП) Городского
совета ученического самоуправления.
Реализованы мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья: в
рамках работы Центра проведены индивидуальные психологические консультации детей
и их родителей, методические семинары по организации психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ, родительские собрания, коррекционно-развивающие занятия
с детьми (индивидуальные и групповые). Обеспечено проведение коррекционноразвивающих логопедических занятий; коррекционно-развивающих психологопедагогических занятий. Психолого-педагогическая помощь детям с особыми
потребностями в образовании и их родителям, законным представителям
(индивидуальное психологическое консультирование, коррекционно-развивающие,
тренинговые занятия, психологическое просвещение, психопрофилактика) по запросу
родителей может оказываться дистанционно. В Центре проводятся индивидуальные
психологические консультации, коррекционно-развивающие занятия для детейинвалидов, детей с ОВЗ, детей-сирот и их родителей или лиц их замещающих (за
отчетный период охвачено 34 чел.). Постоянно проводится работа с детьми с

нарушениями речи по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Коррекция нарушений речи».
Проведены тематические методические семинары для педагогов-психологов
«Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в
образовательных организациях» (31.01.2024); «Организация деятельности педагога психолога дошкольного образовательного учреждения с детьми с РАС» (13.03.2024);
«Особенности работы педагога-психолога ДОУ по психологическому сопровождению
детей с ограниченными возможностями здоровья» (22.05.2024).
В 2024 году по направлению КДНиЗП Центром обратились за помощью и получили
психологическое сопровождение 47 семей, находящихся в социально опасном положении,
в 2023 году – 38 семей. Регулярно проводятся индивидуальные консультации для
родителей (законных представителей) детей (в том числе детей «группы риска», СОП,
ТЖС), по запросам самих родителей (законных представителей).
В рамках летней акции «Онлайн-каникулы» организованы открытые
консультационно-методические площадки для педагогов 10 муниципальных детских
оздоровительных лагерей в течение трех летних сезонов. Рассмотрены вопросы
социально-психологической адаптации детей в детском лагере; возрастных особенностей
детей; причин социально-неодобряемого поведения ребенка; словесных и поведенческих
маркеров кризисного состояния ребенка. Отработан алгоритм работы с детьми с
признаками кризисных состояний.
Специалистами МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан -Удэ
оказывается комплексная психолого-педагогическая помощь детям и их родителям
(законным представителям), методическая, координирующая помощь педагогампсихологам школ в сопровождении детей «группы риска». В течение учебного года для
педагогов-психологов еженедельно проводятся психолого-педагогические консилиумы с
обязательным анализом трудных случаев сопровождения обучающихся, по вопросам
девиантного поведения, коррекции детско-родительских отношений, агрессии и
тревожности у детей.
В 2024 году в период с 15.09.2024 по 15.10.2024 проведено социальнопсихологическое тестирование обучающихся 13-17лет в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Республики Бурятия от 30.08.2024 № 1102 «Об
организации проведения социально-психологического тестирования обучающихся в
общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а
также образовательных организациях высшего образования в Республике Бурятия в 20242025 учебном году», письмом Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ от
10.09.2024 № 740 «Об организации и проведении социально-психологического
тестирования в 2024-2025 учебном году.
Подлежало тестированию 23259 обучающихся 13-18 лет (АППГ – 23202). Приняли
участие в диагностике 22932чел., что составило 98.6% (АППГ – 22724чел.; 98%). Не
приняли участие в тестировании 327чел. – 1,4% (АППГ – 478чел.; 2,1%), из них:
получены отказы от тестирования от 142чел.(АППГ – 214чел.), дали согласие, но не
смогли принять участие 185чел. (АППГ – 264чел.). Среди основных причин отказов от
участия можно выделить высказывания родителей о том, что дети в возрасте 13-14 лет
еще не готовы к участию в таком обследовании, а также недоверие методик е
тестирования, отказы без обоснования причины. Ежегодно охват обучающихся г. Улан-

Удэ социально-психологическим тестированием увеличивается, в 2024 году тестирование
прошли на 208 чел. больше, чем в 2023 году.
Группу обучающихся, требующих особого психолого-педагогического внимания
(«группа риска»), составили 3028 чел. – 13,2% (АППГ – 5023 чел.; 22,1%) обучающихся.
Из них высочайшая вероятность рискового поведения (в том числе аддиктивного)
выявлена у670чел. – 2,92% (АППГ – 1005чел.; 4,4%). Средний показатель обучающихся
по Республике Бурятия – 2,81%, среди общеобразовательных организаций – 3,25%.
Высокая вероятность выявлена у 2358чел. – 10,28% (АППГ – 4018чел.; 17,68%)
обучающихся. Средний показатель обучающихся по РБ – 11,6%, среди
общеобразовательных организаций РБ – 11,2%.
Низкий показатель выявлен у 86,8% (19904чел.) обучающихся г. Улан-Удэ,
показатель по Республике Бурятия – 85,6%, среди общеобразовательных организаций –
85,6%.
Подростки, характеризующиеся высочайшей и высокой вероятностью проявлений
рискового поведения, являются целевой группой для организации и проведения
профилактической работы в общеобразовательных организациях.
Высочайшая вероятность отличается устойчивым доминированием факторов риска
над факторами защиты. Рисковые формы поведения (в том числе аддиктивного)
привычны для данного обучающегося, присутствует возможность формирования
делинквентного поведения. Нормативные ценности, правила поведения игнорируются и
отрицаются. Высокая вероятность свидетельствует о слабых механизмах защиты,
давление факторов риска доминирует, эффективная защита отсутствует, может
отмечаться асоциальная форма поведения.
По районам г. Улан-Удэ получены следующие показатели: в учреждениях
Советского района в тестировании приняли участие 5360чел. (АППГ – 5352чел.)
обучающихся, к «группе риска» отнесены 626чел. (АППГ – 1121чел.), из них: 119чел. с
высочайшим риском, 507чел. с высоким риском. В учреждениях Октябрьского района
тестирование прошли 11274чел. (АППГ – 10744чел.), «группу риска» составили 1520чел.
(АППГ – 2394чел.), из них: 345чел. (АППГ- 498чел.) с высочайшим риском,1175чел.с
высоким риском. В учреждениях Железнодорожного района г.Улан-Удэ в тестировании
приняли участие 6548чел. (АППГ – 6628чел.). «Группу риска» составили 882чел. (АППГ
– 1508чел.), из них: высочайший риск выявлен у 206чел., высокий риск – у 676чел.
По итогам тестирования ответственным лицам от учреждений предоставлен доступ к
персональным результатам тестирования. На психолого-педагогических консилиумах
общеобразовательных учреждений утверждены и реализуются планы профилактической
работы с обучающимися, имеющими высочайшую и высокую рискогенность, внесены
дополнения в планы воспитательной работы, организовано психолого-педагогическое
сопровождение. Каждой образовательной организацией проводятся профилактические
программы, ориентированные на формирование у обучающихся ценностного отношения к
здоровью, предупреждение зависимых форм поведения; составляются индивидуальные
планы сопровождения. При выявлении высочайших и высоких показателей проводится
комплексная психолого-педагогическая работа с обучающимся и его семьей.
В период с 06.11.2024 по 13.12.2024 проведен мониторинг психологического
здоровья обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций г. Улан-Удэ. В
мониторинге приняло участие 37297 чел., по итогам диагностики выявлено 558
обучающихся, требующих особого психолого-педагогического внимания, организовано

сопровождение на уровне психологических служб общеобразовательных организаций. Из
808чел. группы особого внимания по итогам предыдущего мониторинга 2023-2024
учебного года продлены индивидуальные программы сопровождения 151чел.
В Центре работает мобильная группа психологической помощи, в которую вошли 3
психолога, социальный педагог и методист. В течение учебного года организовано более
60 выездов в образовательные учреждения для оказания помощи в разрешении
конфликтов, оказании оперативной кризисной помощи. В 2024 году были организованы:
64 выезда в образовательные учреждения и семьи для помощи детям.
Ежемесячно специалисты МБУ ДО «Центра диагностики и консультирования» г.
Улан-Удэ участвуют в работе районных КДНиЗП г. Улан-Удэ по раннему выявлению
семейного неблагополучия и организации работы с семьей и детьми. Регулярно
проводятся индивидуальные консультации для родителей (законных представителей)
детей (в том числе детей «группы риска»), по запросам КДНиЗП, ОУ и самих родителей
(законных представителей).
При Центре диагностики и консультирования работает круглосуточный телефон
доверия для детей и подростков: 8 (3012) 55-38-16, прием звонков ведут
квалифицированные психологи. Консультационная помощь детям и родителям
осуществляется в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club_psycenter), на сайте
Центра (https://tsdik.buryatschool.ru/).
В отчетный период выпущено и распространено более 2000 экземпляров буклетов об
услугах и работе Центра диагностики и консультирования, памяток для родителей об
особенностях подросткового возраста, по профилактике социально-негативного
поведения среди детей и подростков. «Школьная служба примирения», «Школьная
медиация», «Памятка для родителей» (о детско-родительских отношениях), «Что нужно
знать родителям о детях», «Телефон доверия для детей и их родителей. Что это такое?»,
буклеты о работе Детского телефона доверия на базе МБУ ДО «Центр диагностики и
консультирования» г. Улан-Удэ: 8-3012-55-38-16 и 8-800-2000-122.
С января по декабрь 2024 года педагогами-психологами Центра проведены 1192
индивидуальных консультации для детей и их родителей, в том числе 184 – по телефону
доверия. По услуге реализации дополнительных общеобразовательных программ
охвачено 2000 обучающихся, коррекционно-развивающими занятиями – 31чел.
Отмечается увеличение доли обучающихся, принимавших участие в фестивалях,
смотрах, соревнованиях в 2024 году (в 2024 году – 226чел., 2023 году – 56чел.): участие в
Городской акции, посвященной Международному дню детского телефона доверия
(17.05.2024, в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Шаги к успеху», реализуемой в сетевой форме в Бурятской гимназии №29, СОШ №15
(200чел), участие в сетевом межрегиональном эколого-просветительском проекте «Тайны
обитателей Баргузинского заповедника» (январь 2024, 26 чел.)
Специалистами Центра в отчетном периоде опубликованы статьи по
распространению педагогического опыта учреждения в профессиональном сообществе:
 Конева М.В. Актуальные проблемы школьников среднего подросткового возраста /
Вестник науки. –2024. - №8 (77). – Т.2. – С.110-114
 Конева М.В. Особенности развития стрессоустойчивости у подростков «группы
риска» / Актуальные исследования. – 2-24. - №34 (216). – С. 102-105.

Работники Центра в 2024 году неоднократно становились победителями и
призерами конкурсов муниципального, республиканского, федерального уровней:
 Конева М.В., финалист и лауреат Всероссийского конкурса профессионального
мастерства «Педагог-психолог-2024»
 Гречкина Л.Ю., Диплом III степени в секции «Психолого-педагогическое и
социально-гуманитарное сопровождение обучающихся» в Педагогических чтениях
общественных и образовательных организаций «Будущее создаем вместе»,
29.01.2024
 Яковлева Е.С., 2 место в конкурсных испытаниях форсайт-сессии для молодых
педагогов «Байкальский форсайт»IX Байкальского образовательного форума,
06.09.2024
 Яковлева Е.С., I место в чемпионате по функциональной грамотности для молодых
педагогов «Байкальский форсайт» IX Байкальского образовательного форума,
06.09.2024
В 2024 году в рамках Госпрограммы РБ «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия на 2021-2030 годы»
организован Республиканский конкурс по конфликтологии и медиации «Я - медиатор»
(13-23.12.2024), выделено дополнительное финансирование на проведение конкурса.
Центром разработан порядок действий педагогических работников мунципальных
образовательных организаций по раннему выявлению обучающихся с риском
суицидального поведения и организации их психолого-педагогического сопровождения,
28.03.2024 организован Городской обучающий семинар для классных руководителей,
педагогов-психологов и заместителей директоров. С 01.04.2024 общеобразовательными
учреждениями г. Улан-Удэ организована работа согласно новому Алгоритму, проведены
педагогические советы, семинары, деловые игры по порядку действий педагогических
работников. По факту обращения классных руководителей к педагогам-психологам,
руководителям общеобразовательных учреждений согласно Алгоритму отрабатывается
процедура по выявлению обучающихся с риском суицидального поведения и оказанию им
помощи. Проведены родительские собрания для ознакомления с новым Алгоритмом
работы образовательных учреждений.
Для психолого-педагогических служб образовательных организаций Центром
разработан информационно-методический комплекс по профилактике, в котором собраны
более 150 документов: методических рекомендаций, разработок для педагогов, памяток и
наглядных материалов для детей и родителей по направлениям профилактики. Разработан
и направлен в муниципальные школы реестр рекомендованных психодиагностических
методик, профилактических, коррекционно-развивающих программ для организации
психолого-педагогической работы с обучающимися и их родителями. Реестр
рекомендован для проведения дополнительных и углубленных диагностических
обследований с целью уточнения особенностей состояния, поведения обучающихся, и х
взаимоотношений со значимыми людьми (родителями, одноклассниками, педагогами),
при разработке индивидуальных программ сопровождения, коррекционно-развивающих и
просветительских занятий.
Оценка эффективности деятельности

По итогам проведенного самообследования можно сделать следующие выводы:
муниципальное задание выполнено на 100%; обеспечена доступность образовательных,
психологических услуг, созданы равные возможности для получения дополнительного
образованию различными категориями обучающихся. Ресурсное обеспечение
образовательного процесса находится на высоком уровне, особое внимание уделяется
сохранению и поддержанию здоровья обучающихся, формированию культуры здорового
образа жизни.
Внедряются новые направления в систему непрерывного образования
педагогических работников Центра. Увеличилось количество методических семинаров
для педагогов-психологов, активно работают тьюторские группы для психологов,
расширяется сетевое партнерство Центра с муниципальными образовательными
организациями.
Центр имеет высокий потенциал для развития качества образовательной
деятельности, создания комфортных условий для участников образовательных
отношений. Стремится к обеспечению информационной открытости деятельности и
максимальному использованию информационно - телекоммуникационных ресурсов при
оказании образовательных услуг.
Система управления Центром является эффективной. Содержание, условия,
процессы и результаты оказания психолого-педагогической помощи участникам
образовательных отношений отвечают их индивидуальным потребностям, возможностям
и интересам.
Анализ результативности деятельности Центра достигается через организацию
деятельности психолого-педагогических консилиумов, систему допуска к практической
консультативной деятельности, проведение анализа каждой консультации, институт
супервизии,
посредством
психодиагностических
обследований
в
процессе
консультативной, коррекционно-развивающей работы, наблюдений и отзывов родителей
(законных представителей), педагогов по сопровождению детей, посредством
анкетирования и социологических опросов.
Приоритетом деятельности является развитие личности обучающихся в
соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их
успешной социализации и социальной адаптации. Такой подход позволяет оценить место
психолого-педагогического сопровождения в формировании готовности участников
образовательного процесса к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектировании и конструировании социальной среды развития обучающихся в системе
образования; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построении
образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Для стабильного функционирования и развития Центра поставлены следующие
задачи:
 Расширение спектра дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ социально-гуманитарной направленности: коррекционно-развивающая,
компенсирующая и логопедическая помощь учащимся.
 Повышение эффективности психологической работы с обучающимися,
состоящими через совершенствование методической помощи образовательным
организациям, педагогам, классным руководителям.

Первоочередные задачи на 2025 год, проблемы и возможные пути их решения
1.
Совершенствование системы изучения потребностей и удовлетворённости
получателей услуг с целью оказания им своевременной, адресной и профессиональной
помощи.
2.
Создание условий для повышения образовательного и профессионального
уровня работников в соответствии с их занимаемой должностью, развития их научнометодического и творческого потенциала.
3.
В течение года отмечено увеличение количества обращений родителей по
организации практических семинаров по вопросам воспитания детей. Целесообразна
разработка и реализация проектов по повышению родительской компетентности, в том
числе для родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.
Увеличилось количество обращений за получением услуги коррекционноразвивающей помощи детей и семей, находящихся в социально опасном положении, в
трудной жизненной ситуации, в том числе обучающихся с несуицидальным
самоповреждающим поведением, попытками суицида. Актуальными становится развитие
групповых форм коррекционной и профилактической работы с обучающимися и их
родителями (законными представителями).
5.
Развитие школьных служб примирения требует формирования новых
конфликтологических компетенций не только кураторов служб, педагогов и психологов,
но и оказание помощи в организации обучения волонтеров служб в течение учебного
года.
6.
Увеличение количества получателей услуг Центра, поиск эффективного
решения проблемы доступности услуг в том числе для социально уязвимых категорий,
обуславливает необходимость увеличения ставок педагогов-психологов в Центре, а также
открытие новых подразделений (филиалов) в районах г. Улан-Удэ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».